Финансовое регулирование социально-экономических процессов
В зависимости от избранного пути общественного развития и социальных приоритетов принято выделять различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографическими и другими факторами. Экономике социалистических стран присущ патернализм государства, проявляющийся в попытке взять на себя отеческую заботу о благополучии всего населения. Для социализма было характерно практическое отсутствие рыночных отношений в социальной сфере, что в настоящее время не отвечает задачам реформирования экономики России. Другой, близкой по целям к социалистической является шведская модель благосостояния, которая отличается высокой степенью государственного регулирования, реализующей идею солидарности различных слоев населения и сближения высокого уровня их жизни. В результате регулирующих мер при таком характере экономических отношений развертывается широкая сеть бесплатных социальных услуг, на реализацию которых направляется примерно 40% всех расходов государственного бюджета. Такой социально ориентированной модели придерживаются Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Япония.
Достаточно либеральная модель сложилась в США, Великобритании, Австралии, где взамен широкого вмешательства в развитие экономики и социальной сферы патернализм государства распространяется на наименее обеспеченные и социально уязвимые категории граждан. Участие государства в решении социальных задач проявляется в создании условий для развития рыночных элементов хозяйствования, в том числе и в сфере жизнедеятельности людей.
В основе современного экономического курса Российской Федерации лежит концепция социального рыночного хозяйства. Политические установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики.
Безусловные стратегические задачи России на предстоящее десятилетие в области социальных отношений:
• создание условий для реализации гражданами своих прав на высокий уровень образования, соответствующий потребностям развития экономики;
• улучшение здоровья населения, развитие массовой физической культуры, спорта, туризма;
• развитие культурного потенциала страны, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям населения;
• создание цивилизованного рынка труда;
• обеспечение адресной и дифференцированной поддержки за счет бюджетных средств граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
• повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
• проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения. Официальная позиция государства должна быть направлена на повышение качества жизни граждан, что является в конечном счете основой роста национальной экономики, а также упрочения социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Показатели качества жизни - смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования и преступности, объем и структура потребления материальных благ или услуг — в большинстве государств за последние годы выросли. По данным ООН, наиболее высок этот показатель в Канаде, США, Нидерландах и Норвегии. В нашей стране благосостояние населения в 1990-х годах значительно ухудшилось, доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума сильно возросла. Отметим, что прожиточный минимум — это показатель минимального объема и структуры потребления материальных благ или услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека. Величина прожиточного минимума устанавливается в стоимостном выражении в соответствии с методикой Минтруда России и зависит от экономических, климатических, демографических и ряда других факторов.
Поставленные цели не могут быть достигнуты без коренной модернизации экономики. Коррекция современных форм государственного вмешательства в экономику нашей страны в сторону либерализации предполагает ослабление бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности, создание финансовых стимулов для социально-экономического развития.
Здесь мы подошли к практическим вопросам функционирования системы государственного регулирования социально-экономических процессов (далее — ГРСЭП). Следует подчеркнуть, что модель государственного устройства и формы государственного регулирования экономики и социальной сферы представляют собой единый комплекс целей, задач и мер, основанных на правовых, финансовых и организационных аспектах.
Правовое регулирование порядка реализации принятой экономической и социальной концепции обеспечивается комплексом законодательных актов и программных документов. Не ограниченная правилами система рыночных отношений может привести к диспропорциям в производстве товаров и услуг, структурной деформации экономики, экспансии импортеров, увеличению имущественной дифференциации населения. Поэтому необходимо регулировать денежные ресурсы с целью аккумуляции средств для инвестирования в приоритетные отрасли хозяйства, корректировки уровня жизни различных категорий населения, создания условий для развития личности. Здесь уместно привести в качестве примера Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в котором заложены основы регулирования принципов государственной политики в области образования. Государство гарантирует ежегодное выделение средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. Подобные пропорции установлены и в ряде других нормативных актов. Однако в большинстве случаев на практике принятые в законодательстве пропорции не выполняются в силу ряда объективных и субъективных факторов.
Похожие работы:
- Финансовое регулирование социально-экономических процессов В зависимости от избранного пути общественного развития и социальных приоритетов принято выделять различные модели государственного устройства, обусловленные политическими, экономическими, демографиче...
- Финансовое регулирование социальных процессов Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможност...
- Индексные методы измерения экономических процессов В экономическую активность вовлечено очень большое число участников и ней так или иначе обращается множество разнообразных материальных и финансовых активов. Измерить все это с помощью небольшого набо...
- Финансовое регулирование Финансовое регулирование охватывает несколько специализированных областей: общественные финансы — специфическая область, в которой федеральные, региональные и местные органы власти и их предст...
- Зарождение социально-экономических институтов, благоприятных для коммерции Переход от феодализма к капитализму в Европе был бы невозможен без появления ряда социально-экономических институтов. Институциональные инновации служили сокращению торгового риска, как политического,...