Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений
Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участвовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам решать поставленные задачи. В узком смысле это представители общественных объединений и трудовых коллективов предприятий, учреждений организаций. Помощь общественности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.
Следовательно, участие общественности в раскрытии преступлений это добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.
Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних случаях следователь или оперативный работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных или готовящихся преступных посягательствах.
Помощь общественности в раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
1) Содействие в непосредственном обнаружении и пресечении преступлений реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной инициативе или по заданию правоохранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрылся с места происшествия.
2) Взаимодействие следователя и оперативного работника с общественностью в розыске и задержании преступника, как правило, заключается в: преследовании по горячим следам; его задержании и передаче правоохранительным органам. Эти действия граждан или представителей общественности должны быть затем процессуально оформлены соответствующими должностными лицами органа дознания или следствия.
3) Сообщение правоохранительным органам данных, способствующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по своей инициативе приходят или звонят в правоохранительные органы и рассказывают о подозрительных или преступных действиях. Устные заявления лиц, содержащие информацию о преступлениях, должны быть занесены в протокол, а письменные зарегистрированы. По таким сообщениям проводятся проверочные мероприятия, а в случае подтверждения возбуждаются уголовные дела.
Закон прямо предусматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного дела заявления и письма граждан, внештатных сотрудников милиции, народных дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных организаций, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания, следователь или прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело и принять меры к его расследованию.
К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Похожие работы:
- Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов с общественностью при расследовании преступлений
Под общественностью в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих служебной обязанности участвовать в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам решать п...
- Оперативно-справочные учеты, их организация и использование в раскрытии и расследовании преступлений
Оперативно-справочные учеты органов внутренних дел содержат в основном информацию, характеризующую:
лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых;
лиц, осужденных за совершение преступлений;
лиц, находящихс...
- Оперативно-справочные учеты, их организация и использование в раскрытии и расследовании преступлений
Оперативно-справочные учеты органов внутренних дел содержат в основном информацию, характеризующую:
лиц, подвергшихся аресту, обвиняемых;
лиц, осужденных за совершение преступлений;
лиц, находящихс...
- Планирование отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий
При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Этот процесс включает:
а) получение исходной...
- Взаимодействие при расследовании дел о контрабанде
Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативн...