Родовая подсудность
Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:
1) мировые судьи.
Компетенция мировых судей определена в ч. 1 ст. 23 ГПК.
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:
- дела о выдаче судебного приказа;
- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
- иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
- дела об определении порядка пользования имуществом.
Частью 2 ст. 23 ГПК установлено, что федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела. Таким образом, законодатель допускает расширение компетенции мировых судей, однако очевидно, что такое расширение не может происходить за счет включения в компетенцию мировых судей дел, которые ч. 2 ст. 23 ГПК прямо из нее исключены.
В действующем законодательстве единственной нормой, которая помимо ГПК также регламентирует компетенцию мировых судей, является ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Указанная норма в целом повторяет содержание ч. 1 ст. 23 ГПК, однако в то же время в ней содержатся и некоторые расхождения с ч. 1 ст. 23 ГПК.
Так, п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" относит к компетенции мировых судей дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе. В то же время п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК к числу исключений добавляет и коллективные трудовые споры. Можно ли толковать п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" как норму, расширяющую компетенцию мировых судей в порядке ч. 2 ст. 23 ГПК? Конечно же нет, поскольку законодатель в п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК однозначно сформулировал правило о неподсудности мировым судьям коллективных трудовых споров.
Также не подлежит применению и норма п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", которая относит к компетенции мировых судей дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Указанная норма противоречит положениям п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК, который распространяет подсудность мировых судей на споры об определении порядка пользования любым имуществом, а не только недвижимым.
В то же время п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в полном соответствии с ч. 2 ст. 23 ГПК устанавливает, что мировым судьям также подсудны дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП (см. ч. 3 ст. 23.1 КоАП);
2) районные суды.
Компетенция районных судов определена по остаточному принципу: в соответствии со ст. 24 ГПК им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК. Иначе говоря, районные суды рассматривают по первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые специальными нормами отнесены к компетенции мировых судей, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа, Верховного Суда РФ, а также военных и иных специализированных судов.
Помимо гражданских дел районные суды также рассматривают дела об административных правонарушениях - см. абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.
Дела, отнесенные к компетенции мировых судей, подлежат рассмотрению районными судами, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен) - ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации";
3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.
Компетенция верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа определена в ч. 1 ст. 26 ГПК.
Указанные суды рассматривают в качестве суда первой инстанции дела:
- связанные с государственной тайной;
- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Следует, однако, учитывать, что дела о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти субъекта РФ, подсудны районному суду (см. п. 13 раздела "По гражданским делам" Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 г.);
- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений;
- о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;
- о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ;
- о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
В тех случаях, когда избирательная комиссия субъекта РФ либо окружная избирательная комиссия приняла решение, оставляющее в силе решение нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума), дела об оспаривании указанных решений должны рассматривать районные суды.
Похожие работы:
- Родовая подсудность
Действующее процессуальное законодательство позволяет выделить четыре звена, составляющие систему судов общей юрисдикции:
1) мировые судьи.
Компетенция мировых судей определена в ч. 1 ст. 23 ГПК.
М...
- Родовая криминалистическая характеристика преступлений
Массовая компьютеризация, начавшаяся в России в конце 80-х — первой половине 90-х годов (несколько позже, чем в США и Западной Европе), привела к развитию рынка компьютеров и программного обеспечения,...
- Родовая криминалистическая характеристика преступлений
Глава 21 УК РФ содержит 11 составов преступлений, общим и непосредственным объектом которых служит чужая собственность. Объективная сторона посягательств заключается либо в противоправном завладении ч...
- Территориальная подсудность
В процессуальной науке принято выделять следующие виды территориальной подсудности:
1) общая (обычная) подсудность - подсудность, определяемая по месту жительства ответчика-гражданина либо по месту н...
- Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений
В соответствии с законодательством (ст. 290 УК РФ) преступные действия, связанные с получением взятки, квалифицируются как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ц...