Понятие, виды, формы, функции, методы и принципы управления в области охраны окружающей среды
В административном праве о государственном управлении принято говорить в широком и узком смысле слова. В широком смысле, государственное управление - это организующее воздействие всего государственного аппарата на предельно широкий спектр общественных отношений всеми доступными для государства способами. В узком смысле, государственное управление - это непосредственное исполнительно-распорядительное воздействие той части государственного аппарата, которая предназначена для непосредственного воплощения в жизнь государственного курса, т.е. деятельность органов исполнительной власти и иных субъектов, наделенных соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями (например, Президента РФ, Прокуратуры РФ, других властных субъектов). Именно в этом, узком, смысле государственное управление представляет собой предмет административного права. В связи с этим отметим, что в узком смысле, государственное управление соотносимо с понятием исполнительная власть, являющимся ключевым в действующем административном законодательстве.
Государственное управление в области охраны окружающей среды можно рассматривать с нескольких позиций:
- как систему органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере охраны окружающей среды, государственный экологический контроль и надзор;
- как совокупность функций, задач и направлений в области охраны окружающей среды;
- как институт экологического права, представляющего собой совокупность правовых норм, регулирующих соответствующие правоотношения.
Государственное управление в области охраны окружающей среды - это составная часть социального управления, одна из важнейших государственных функций. Оно выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также муниципальных образований и общественных формирований, хозяйствующих субъектов по разработке и выполнению (исполнению) правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды:
- установления правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- определение основных направлений политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на ближайшие годы и на перспективу; принятие (утверждение) экологических программ, планов; их финансирование и материально-техническое обеспечение;
- учет природных ресурсов, ведение их кадастров; осуществление мониторинга окружающей среды в целом и ее отдельных объектов; оценка природных ресурсов и прогнозирование состояния окружающей среды;
- организация нормирования качества окружающей среды;
- установление лимитов использования природных ресурсов в целях недопущения их истощения; выдача разрешений на природопользование, на сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
- утверждение нормативов платы за использование природных ресурсов, за сбросы, выбросы и захоронение загрязняющих веществ и отходов;
- проведение государственной экологической экспертизы;
- осуществление государственного экологического контроля;
- лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
- организация экологического страхования;
- направление материалов дела в суд для принятия решений об ограничении, приостановке или прекращении работы повышенно опасных производств;
- привлечение виновных лиц к юридической ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги;
- экологическое образование и воспитание;
- международное сотрудничество по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
Управление в области охраны окружающей среды может быть:
- государственным;
- муниципальным;
- общественным;
- производственным.
Похожие работы: