Определение размера вреда окружающей среде
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды":
"Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде".
Таким образом, согласно данной норме определение размера вреда осуществляется:
1) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ; при их отсутствии;
2) в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.
В первом случае размер вреда определяется одновременно из следующих составляющих:
- фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;
- в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
При отсутствии этих составляющих размер вреда определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.
Считаем, что если организацией - причинителем вреда произведены фактические затраты на восстановление окружающей среды, но не утверждены в установленном порядке проекты восстановительных работ, такие фактические затраты не могут служить доказательством возмещения ущерба в натуре по следующим основаниям.
В-первых, устранение юридическим лицом выявленных нарушений посредством исполнения принудительно возложенного на него (предписанием) неисполненной обязанности, предусмотренной законом, не снимает с юридического лица, виновного в совершении экологического правонарушения, юридической ответственности (имущественной ответственности, выраженной в возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением).
Во-вторых, исполнение обязанностей по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды, по очистке и обезвреживанию отходов производства, по рекультивации нарушенных и загрязненных земель согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" не являются способами возмещения вреда, а являются самостоятельными обязанностями и самостоятельными работами, которые сопровождают процесс эксплуатации объектов и иной хозяйственной деятельности и могут являться в качестве составной части размера вреда.
Таким образом, произведенные организацией - причинителем вреда фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния земель, которые по сути являются одним из видов мероприятий по выполнению предписания органа государственной власти - это только частичная компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. При определении размера вреда необходимо учитывать также и иные расчеты: понесенные убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), а также проекты рекультивационных и иных восстановительных работ в полном объеме, а при их отсутствии - таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде.
В-третьих, следует отметить, что проведение восстановительных (рекультивационных) работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства:
- необходимо утвердить в установленном порядке соответствующий проект;
- необходимо соблюдать порядок проведения работ по рекультивации земель, установленный действующим законодательством;
- необходимо представлять государственную статистическую отчетность N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" в порядке, предусмотренном законодательством.
Возвращаясь к методикам и таксам определения размера вреда, отметим, что они согласно требованиям ФЗ "Об охране окружающей среды" утверждаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.
В свою очередь, государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется согласно ст. 8 ФЗ "Об охране окружающей среды" как федеральными органами исполнительной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ. Соответственно, таксы и методики могут приниматься и утверждаться уполномоченными органами государственной власти всех уровней (федералами и регионами).
На сегодняшний день действуют следующие методики (таксы) определения размера вреда окружающей среде, утвержденные на федеральном уровне:
1) Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства";
2) Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства";
3) Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Похожие работы:
- Определение размера вреда окружающей среде
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 ФЗ "Об охране окружающей среды":
"Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется ис...
- Основания возмещения вреда окружающей среде
Основанием привлечения к имущественной ответственности является нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (экологическое правонарушение).
Любое экологическое правонарушение влечет ...
- Принципы возмещения вреда окружающей среде
Принципы - основополагающие, руководящие начала.
Правовые принципы - это закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений...
- Способы возмещения вреда окружающей среде
Способы возмещения вреда установлены Гражданским кодексом РФ (нормы которого имеют общий характер) и Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (нормы которого имеют специальный характер).
Учит...
- Определение размера ущерба
Работник организации в процессе своей трудовой деятельности может нанести материальный ущерб организации.
Ущерб может возникнуть в результате потери или порчи имущества организации.
Порядок возмещен...