Формы (виды) государственного и муниципального долга
Законодатель в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ закрепил не формы, а виды долговых обязательств. Об этом говорит название ст. 98 БК РФ "Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации". Государственный долг Российской Федерации складывается из долговых обязательств, которые в соответствии с п. 2 ст. 98 БК РФ могут существовать в виде обязательств по:
а) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
б) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
в) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
г) государственным гарантиям Российской Федерации;
д) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Наиболее распространенной формой (видом) формирования государственного долга Российской Федерации являются долговые обязательства, возникающие по кредитам, привлеченным Российской Федерацией как заемщиком. В качестве источников рассматриваемого вида могут выступать государственные, банковские и бюджетные кредиты.
Необходимость использования кредитных отношений в бюджетном праве обусловлена нехваткой доходов бюджета для покрытия (финансирования) государственных (муниципальных) расходов. Этому могут способствовать различные субъективные и объективные факторы. Привлечение кредитов позволяет государству избегать использования такого финансового инструмента, как эмиссионная деятельность, которая не лучшим образом отражается на курсе внутренней валюты.
Немаловажным источником формирования государственного долга Российской Федерации может выступать бюджетный кредит. Необходимо учитывать, что предмет бюджетного кредита могут составлять исключительно денежные средства.
Законодателем определено понятие бюджетного кредита как денежных средств, предоставляемых бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Условия и пределы бюджетных ассигнований предоставления бюджетных кредитов бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ не регламентируются и предусматриваются законами (решениями) о бюджете.
Бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и с учетом положений бюджетного законодательства. Такой договор является разновидностью договора займа (ст. 817 ГК РФ).
Одно из основных требований, предъявляемых к бюджетному кредиту как к форме бюджетного финансирования, - его возвратность и возмездность. Возмездность в данном случае заключается в уплате заемщиком кредитору процентов за пользование бюджетными средствами. Размер процентов (платы) за пользование бюджетными средствами может быть регламентирован Бюджетным кодексом РФ либо установлен соответствующими законами (иными нормативными правовыми актами).
Возвратность бюджетных средств предполагает, что их получатель в установленный срок обязуется вернуть ту же денежную сумму, которая им была получена из бюджета соответствующего уровня.
Заемщик обязан возвратить в соответствующий бюджет полученную сумму займа в срок и в порядке, предусмотренном договором. Установленный в договоре предоставления бюджетного кредита срок возврата заемных средств должен соответствовать лимитам, указанным при утверждении бюджета на финансовый год. Сумма бюджетного кредита может быть возвращена досрочно с согласия займодавца. Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления денежных средств на его банковский счет (ст. 810 ГК РФ).
От имени Российской Федерации договоры о предоставлении бюджетных кредитов заключают государственные органы, уполномоченные на это федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Кроме этого, данным категориям государственных органов предоставлено право представительствовать во всех правоотношениях, возникающих в связи с заключением кредитно-бюджетного договора.
Если кредитором является кредитная организация, то речь следует вести о банковском кредите, на который распространяются правила, установленные гражданским законодательством. В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Это так называемая коммерческая форма (вид) образования государственного долга, поскольку, выдавая кредит, банк преследует исключительно коммерческие цели с учетом того, что кредит, выдаваемый Российской Федерации, для кредитора (банка) наиболее предпочтителен, так как его возврат гарантируется казной Российской Федерации.
Похожие работы:
- Формы (виды) государственного и муниципального долга
Законодатель в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ закрепил не формы, а виды долговых обязательств. Об этом говорит название ст. 98 БК РФ "Структура государственного долга Российской Федерации,...
- Основания прекращения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга Российской Федерации и ее субъекта, муниципального долга
Правовым нормам, посвященным прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также их списанию с государственного долга посвящена гл. 14 БК РФ.
В с...
- Понятие и значение государственного и муниципального долга
Основополагающие принципы политики государства в области управления государственным долгом заложены в Конституции Российской Федерации. Помимо положений общего характера, определяющих принципы государ...
- Формы и состав государственного внутреннего долга России
В течение последних лет государственный долг РФ резко увеличивается. В частности, динамично растет внутренней государственный долг РФ. Так, с 1 сентября 1993 г. по сентябрь 1997 г. его объем увеличилс...
- Сущность и значение государственного долга
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состоя...