Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
Правовую основу судебного контроля над действиями органов административного управления и должностных лиц, составляет Конституции РФ. В ст. 46 закреплено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия, в результате которых:
• нарушены права и свободы гражданина;
• созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
• на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК). Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом гражданин или организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Суд рассматривает заявление в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которого оспариваются (ч. 1 ст. 257 ГПК). Неявка в судебное заседание кого-либо из них, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления.
Факт нарушения прав и свобод должен доказать заявитель, для иллюстрации чего приведем следующий пример.
Заявитель - жители г. Углича обжаловали действия губернатора Московской области о вмешательстве в вопросы местного самоуправления. Эти действия выразились в том, что губернатор своим распоряжением сместил главу местного самоуправления Ч. и назначил главой Углича Ш., кроме того, распорядился средствами местного бюджета.
В судебном заседании заявитель доказал, что этими действиями губернатор области нарушил конституционные права и свободы граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе распоряжения местным бюджетом (ст. 130-132 Конституции РФ). Требования заявителя судом были удовлетворены.
Прокурор принес протест по этому делу, где указал, что права заявителя актами губернатора не нарушены, дело суду по этому основанию не подведомственно и подлежит прекращению. Однако Верховный Суд РФ, отклоняя протест, указал, что права заявителя нарушены и подлежат защите в суде общей юрисдикции.
Суд признав, заявление обоснованным, выносит решение об обязанности соответствующих органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина и препятствие к осуществлению его прав и свобод.
Решение суда по заявлению направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю органа государственной власти, местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, действия которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения в законную силу.
Суду и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда (ч. 3 ст. 258 ГПК).
Похожие работы:
- Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Правовую основу судебного контроля над действиями органов административного управления и должностных лиц, составляет Конституции РФ. В ст. 46 закреплено, что решения и действия (бездействие) органов г...
- Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений Указом Президента России от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, кото...
- Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации Федеративный характер Российского государства, система разделения властей на региональном уровне определяют важное место и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в т...
- Формы взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации Как известно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем не менее органы местного самоуправления не лишены права взаимодействовать или вступать в различного...
- Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления Политическая ответственность. Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных образований. Формой, политической ответственности может стать роспуск...