Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России
Избирательные права граждан относятся к числу важнейших политических прав. Активные и пассивные избирательные права закреплены в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Эти права наряду с другими «обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ).
Избирательные споры — это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.
Суды рассматривают различные дела о защите избирательных прав граждан. Наиболее распространены в судебной практике следующие требования:
• об отмене регистрации кандидата и о признании его избрания недействительным;
• об отмене регистрации кандидате на выборную должность в связи со злоупотреблением правом на предвыборную агитацию;
• о признании выборов недействительными. В процессе рассмотрения этих категорий дел в суде защищается не частное право гражданина, а его публичное право быть избранным1. Нормативную основу института судебной защиты избирательных прав составляет Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Субъектами, участвующими в делах о защите избирательного права, могут быть избиратели (граждане) кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки, доверенные лица избирательных блоков, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели, избирательные комиссии, органы государственной власти России, субъекты Федерации, местного самоуправления.
Подсудность дела о защите избирательных прав участников избирательного процесса рассматриваются районными, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов, верховными судами республик и Верховным Судом РФ.
Верховный Суд РФ рассматривает дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.
Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов рассматривают по первой инстанции дела об оспаривании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий.
Защита избирательных прав, связанных с оспариванием действий (бездействия) участковых избирательных комиссий, органов местного самоуправления осуществляется районными судами (ст. 24—27 ГПК).
Статья 260 ГПК устанавливает следующие сроки обращения с заявлением в суд:
• три месяца со дня, когда заявителю стало известно или должно стать известно о нарушении избирательного законодательства, законодательства о референдуме либо избирательных прав или права на участие в референдуме заявителя;
• десять дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума решения — на заявление, касающееся решения избирательной комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов);
• восемь дней до дня голосования — на заявление избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов);
• один год со дня опубликования результатов соответствующих выборов, референдума после опубликования результатов выборов, референдума — заявление, касающееся нарушения избирательных прав или права на участие в референдуме, имевшего место в период избирательной компании, подготовки и проведения референдума. Заявления и жалобы рассматриваются в суде в следующие сроки:
• заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума — в течение трех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования — немедленно;
• заявление, поданное в суд в ходе избирательной компании или подготовки референдума, — в течение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедленно. При необходимости дополнительной проверки решение принимается не позднее чем в десятидневный срок;
• решение относительно заявления избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), заявление кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, списки которых зарегистрированы по тому же избирательному округу, об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) — не позднее чем за пять дней до дня голосования; 258
• заявление относительно решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума — в течение двух месяцев со дня его подачи; • дело о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума — не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной компании, проведения референдума — не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дела о защите избирательных прав граждан рассматриваются судьей единолично, а дело о расформировании комиссии — судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ст. 260 ГПК).
Судебное разбирательство заявлений и жалоб происходит с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора. Неявка их в суд, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
При обоснованности заявления или жалобы суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) незаконным и обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстановить его право.
При установлении законности оспариваемого решения или действия (бездействия) суд отказывает в удовлетворении заявления.
Решения суда исполняется в указанные судом сроки по общим правилам ст. 206 ГПК. Кассационная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан России в ходе избирательной компании или подготовки может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Похожие работы:
- Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России Избирательные права граждан относятся к числу важнейших политических прав. Активные и пассивные избирательные права закреплены в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют ...
- Законодательство, регулирующее производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан России Современная политическая жизнь общества характеризуется выборностью основных органов власти и местного самоуправления на всех уровнях: от Президента РФ и Государственной Думы России до органов местног...
- Обжалование нарушений избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ Законодателем предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действи...
- Процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Правовую основу судебного контроля над действиями органов административного управления и должностных лиц, составляет Конституции РФ. В ст. 46 закреплено, что решения и действия (бездействие) органов г...
- Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3 "О введении...