Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту
Разберем предложенную схему более подробно.
Профессиональное мировоззрение
Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение специалиста в свою очередь определяется особенностями полученного диагностом образования. Наличие базового психологического образования может свидетельствовать о глубоком понимании методологических основ прикладной психологии и усвоенных за годы обучения в вузе профессиональных нормах и деонтологических принципах. Большое влияние на систему ценностей и убеждений специалиста оказывает профессиональная среда.
Индивидуально-психологические особенности
Это вторая группа субъективных факторов, влияющих на работу кадрового психодиагноста. Существует оправданное мнение, что в профессиях типа «человек — человек» важнейшую роль играет личность специалиста. Рассматривая этот вопрос с позиций кадрового консультирования, можно обозначить некоторые индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность консультанта-психодиагноста.
1) Мотивационно-ценностные особенности:
• гуманистическая направленность;
• выраженный интерес к людям;
• ориентация на дальнейшее профессиональное и личностное развитие;
• отсутствие выраженного мотива власти.
2) Характерологические качества:
• устойчивая позитивная самооценка;
• развитые коммуникативные качества (гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими; богатство ролевого репертуара);
• повышенный уровень личной ответственности;
• устойчивость в отношении психологического давления;
• высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;
• отсутствие предвзятости;
• доброжелательность;
• уверенность в себе и результатах своей деятельности.
3) Способности:
• высокий уровень интеллектуального развития (выраженные способности к анализу и обобщению информации, интеллектуальная гибкость);
• умение решать интеллектуальные (диагностические) задачи в условиях дефицита информации;
• развитое произвольное внимание;
• высокий уровень вербального развития (умение грамотно и понятно излагать свои мысли, составлять тексты).
4) Темперамент, особенности высшей нервной деятельности:
• скорость психических процессов — не ниже среднего.
Кроме того, существенным является наличие у специалиста по психодиагностике определенного личностного и жизненного опыта.
Перечисленные выше качества психодиагноста описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.
Однако у подобной компенсации существуют определенные ограничения. В связи с этим необходимо перечислить психологические противопоказания к профессии психодиагноста:
• заниженная самооценка;
• недостаточно высокий интеллектуальный уровень;
• сниженный культурный уровень;
• агрессивность.
Профессиональная роль
Это третья группа субъективных факторов, оказывающих влияние на результаты психодиагностики. Профессиональная роль определяется уровнем технологической оснащенности, т. е. уровнем владения психодиагностическими инструментами и их возможностями в предоставлении необходимой для эффективной кадровой работы информации.
Дополнительные задачи и временные затраты на разные виды работ влияют на отношение к диагностической работе и понимание ее контекста. Если психодиагност совмещает свою основную работу с консультационным сопровождением организации, то создаются предпосылки для более тонкой, глубокой реализации критериев отбора.
Похожие работы:
- Требования, предъявляемые к кадровому психодиагносту
Разберем предложенную схему более подробно.
Профессиональное мировоззрение
Это первая группа субъективных факторов, влияющих на результаты диагностической работы. Профессиональное мировоззрение спец...
- Требования к кадровому обеспечению учебных программ и особенности обучаемых
Исходя из типологии описанных выше программ, можно выделить следующие существенные требования к преподавателю-консультанту, проводящему внутрифирменное обучение.
В практической деятельности преподава...
- Требования, предъявляемые к судебному решению
Решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей. Решение суда подписывается судьей при единоличном рассмотрении им дела или всеми судьями при коллегиальном рассмотре...
- Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности, является строгая иерархическая система обобщения учетных данных.
На самом нижнем уровне - первичные документы с имеющимся, в них множеством на...
- Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности
К бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования: достоверность; нейтральность; целостность; последовательность; сопоставимость и др.
Требование достоверности означает, что бухгалтерская...