Виды форм расследования. Характеристика отдельных форм расследования
Формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений можно разделить на непроцессуальные и процессуальные виды.
К процессуальным видам следует отнести следственную группу и следственную группу с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Непроцессуальные виды организации включают в себя такие формы организации, как следственно-оперативная группа, организация работы по территориальному принципу (участковой системе), специализация следователей.
Групповой метод при производстве расследования получил название и реализацию в форме создания следственной группы.
В соответствии со ст. 163 УПК РФ следственная группа может быть создана по решению руководителя следственного органа (ранее - прокурора либо начальника следственного отдела) при наличии одного из условий: 1) особой сложности расследования уголовного дела; 2) большого объема расследования; 3) соответствующего постановления, в котором должен быть приведен весь состав группы и указан руководитель следственной группы.
Для следственной группы характерны использование коллективных усилий следователя и сотрудников органа дознания для раскрытия, расследования и предупреждения конкретного преступления или ряда конкретных преступлений, наличие руководителя группы, обусловленность сложностью или большим объемом уголовного дела.
Практикой выработана и другая форма организации, касающаяся организации взаимодействия следователей с органами дознания, оперативными службами, - создание следственно-оперативных групп. Руководителем следственно-оперативной группы должен быть следователь, поскольку он принимает основные тактические и процессуальные решения, определяющие весь ход совместной работы.
Следственно-оперативная группа - это форма организации расследования, предполагающая совместную, согласованную деятельность следователей, оперативных сотрудников и иных лиц, объединенных под единым руководством следователя, и направленная на расследование преступлений50.
Создание следственно-оперативной группы осуществляется путем издания двух документов:
1) приказа, определяющего руководителя группы, ее состав, цель создания группы, порядок контроля за ее работой, материально-техническое обеспечение ее деятельности. В приказе целесообразно также предусмотреть освобождение членов группы от всех иных видов работы, которая им была поручена до этого момента, и запрет отвлекать их для выполнения заданий, не связанных с достижением целей, поставленных перед следственно-оперативной группой;
2) постановления о создании следственно-оперативной группы с указанием членов группы (данный документ приобщается к уголовному делу).
Практика деятельности органов внутренних дел и прокуратуры выработала различные формы организации работы следственно-оперативных групп.
Для выезда на места происшествия:
- разовые следственно-оперативные группы;
- дежурные (как правило, в течение суток) следственно-оперативные группы;
- постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для выезда на места происшествий;
- следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений "по горячим следам";
- постоянно действующие следственно-оперативные группы для оказания методической помощи при осмотре мест происшествия по наиболее сложным уголовным делам (например, по пожарам и взрывам).
Для расследования отдельных уголовных дел или группы взаимосвязанных уголовных дел: следственно-оперативные группы городских, районных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте; межведомственные следственно-оперативные группы с участием следователей различных ведомств; "фильтрационные" следственно-оперативные группы, создаваемые при проведении комплексных операций в особых условиях расследования; в их задачу входит проверка причастности доставляемых лиц к совершению тех или иных преступлений.
Для расследования определенных категорий преступлений, которые могут быть и не связаны между собой: постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений, совершаемых в условиях неочевидности; оперативно-зональные группы, включающие сотрудников различных служб, за которыми закреплена определенная территория; следственно-оперативные группы по раскрытию преступлений прошлых лет, создаваемые на уровне МВД,УВД,УВДТ. Задачами организации подобных групп являются аналитическая работа по всем преступлениям данной категории, осуществление контроля и координации работы всех следователей, у которых в производстве находятся приостановленные уголовные дела; координационные следственно-оперативные группы, осуществляющие аналитическую работу по раскрытию органами и подразделениями определенных категорий преступлений; следственно-оперативные группы, обеспечивающие раскрытие и расследование преступлений на определенных объектах.
Исходя из анализа законодательства можно прийти к выводу о том, что еще одним видом организации является следственная группа с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 163 ч. 2) предусматривает, что к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Отсутствие в законе процессуального наименования данной формы организации деятельности создает дискуссионную базу (следует различать оперативно-следственную группу и следственную группу с привлечением должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) для разночтения в наименованиях и уяснения сущности данных форм организации расследования.
Обоснованное мнение по данному вопросу высказано И.П. Можаевой и В.В. Степановым. Данные ученые полагают, что ст. 163 УПК РФ не дает основания делать вывод о наличии такого процессуального вида организации формы деятельности, как оперативно-следственная группа. Привлечение к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, не является ключевым для признания процессуальной легитимности следственно-оперативной группы (СОГ). Оперативное сопровождение расследования осуществляется и тогда, когда расследование ведется одним следователем. Однако это не превращает данное сотрудничество в следственно-оперативную группу.
Участковая система - это форма организации деятельности, обусловленная административно-территориальным устройством территории, при которой за следователем закрепляется определенный участок и следователь в соответствии с подследственностью расследует все совершаемые на этом участке преступления, выявляет причины и условия совершения преступлений, принимает меры по их устранению.
Похожие работы:
- Виды форм расследования. Характеристика отдельных форм расследования
Формы организации деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений можно разделить на непроцессуальные и процессуальные виды.
К процессуальным видам следует отнести следственную...
- Понятие организационных форм расследования и уровни организации расследования
Организация (от франц. organisation, от лат. organizo - "сообщаю стройный вид", "устраиваю") в современном понимании означает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или мене...
- Характеристика видов, форм и методов финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и обществе...
- Общая характеристика форм, методов и средств фиксации доказательственной информации
Различают следующие формы фиксации доказательственной информации:
вербальную (словесную);
графическую;
предметную;
наглядно-образную.
Возможны различные комбинации этих форм, например: сочетание ...
- Виды форм обжалования
В каждом обществе система обжалования судебных решений строится в соответствии с экономическими, политическими и социальными интересами господствующих слоев населения. В мировой практике судебного стр...