Информационное обеспечение выборов и референдума. Предвыборная агитация
Предвыборная агитация - это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списка кандидатов либо против всех кандидатов. В то же время содержанием предвыборной агитации является информация агитационного характера, а проведение предвыборной агитации выступает в виде производства и распространения такой информации. Правоотношения, возникающие между участниками выборов в процессе производства и распространения надлежащими участниками выборов (уполномоченными избирательным законодательством на проведение предвыборной агитации) информации агитационного характера, регулируются нормами избирательного права и иных отраслей права, в частности информационного.
Таким образом, при проведении предвыборной агитации участники выборов вступают в избирательные информационные правоотношения. Несмотря на ярко выраженный политический характер, предвыборная агитация, регулируемая законодательством о выборах, не может отождествляться с политической агитацией вне временных рамок избирательной кампании, поскольку в соответствии с федеральным избирательным законодательством предвыборная агитация существует исключительно в период избирательной кампании. В рамках каждого из этапов избирательной кампании участники избирательного процесса осуществляют определенный законами о выборах набор избирательных действий, конечной целью которых является полная и последовательная реализация конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное законодательство предусматривает состав и виды субъектов выборов, которые на стадии предвыборной агитации совершают данный набор избирательных действий.
Таким образом, рассматриваемая в качестве стадии избирательного процесса предвыборная агитация представляет собой строго ограниченную временными рамками агитационного периода, регулируемую материальными и процессуальными нормами избирательного права информационную деятельность уполномоченных субъектов выборов, целью, которой является побуждение избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.
Предвыборная агитация как институт избирательного права выполняет задачи оповещения избирателей о личностях кандидатов, содержании их предвыборных программ; формирования электоральных симпатий и антипатий; обеспечения связи между субъектами избирательного процесса. Нормы избирательного права определяют правовой статус каждого из участников выборов, юридически закрепляя их права, обязанности и ответственность при проведении предвыборной агитации. На этой основе субъекты избирательного процесса, обладающие правом на проведение предвыборной агитации, могут быть определены в качестве субъектов агитационной деятельности.
Закрепляя основы избирательных прав граждан РФ, Конституция РФ напрямую не называет в их числе право на предвыборную агитацию. Часть 2 ст. 32 Основного закона говорит лишь об активном и пассивном избирательном праве. Вместе с тем очевидно, что данные конституционные категории представляют собой сложные и многоаспектные правовые явления с комплексной структурой, о чем частично речь уже шла при анализе избирательного права и избирательной системы. Это связано в первую очередь с правовой природой института выборов, в котором находят отражение как субъективные правомочия отдельных избирателей, так и публичный интерес, направленный на формирование представительных органов государственной власти на основе демократических принципов.
Таким образом, нормативный потенциал активного и пассивного избирательного права не ограничивается воздействием только лишь на итоговые действия граждан в рамках процедуры голосования и на результаты выборов, а охватывает также выборный процесс, одной из базовых характеристик которого является свободный обмен выборной информацией посредством проведения предвыборной агитации.
Иначе говоря, граждане реализуют конституционные избирательные права в рамках названного информационного обмена. Вместе с тем, располагая избирательными правомочиями и участвуя в выборном процессе (прямо или косвенно), граждане с неизбежностью принимают участие в обмене предвыборной информацией, выступая либо ее поставщиками, либо ее адресатами. Из чего в самом общем виде проистекает и право граждан на предвыборную агитацию.
Конституционное содержание права на предвыборную агитацию не замыкается пределами норм ст. 32 Конституции РФ. Оно расширяется и усиливается общими положениями, определяющими основы правового характера российской государственности, а также конституционного статуса граждан, их политических прав и свобод.
По содержанию право на предвыборную агитацию вытекает из фундаментальных конституционных ценностей. Во-первых, из положений ст. 2 Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В данной норме содержится неотъемлемый признак правового государства - признание высшей ценности прав и свобод человека - место человека в его взаимосвязях с обществом и государством, что предопределяет человека в качестве первоосновы организации общественных отношений, включая и организацию политической сферы. В контексте же ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, обозначающей Российскую Федерацию как демократическое правовое государство с республиканской формой правления, важное значение имеет обязанность государственной власти к самоограничению через образование представительных органов государственной власти путем проведения периодических выборов на демократической основе. Во-вторых, из провозглашенных Конституцией РФ выборов как основания возникновения органов публичной власти вытекает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю. Важную роль в этом плане играют также положения Конституции РФ о том, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 2 ст. 6). Нельзя не отметить и конституционную норму, обязывающую все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ (ч. 2 ст. 15).
Похожие работы:
- Информационное обеспечение выборов и референдума. Предвыборная агитация
Предвыборная агитация - это осуществляемая участниками избирательной кампании информационная деятельность, побуждающая или имеющая целью побудить избирателей голосовать за или против кандидатов, списк...
- Предвыборная агитация
Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию...
- Финансирование выборов и референдума в Российской Федерации
Законодателем предусмотрено, что все расходы, связанные:
с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации;
с эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обуче...
- Информационное обеспечение криминологических исследований
Информационное обеспечение криминологических исследований включает совокупность следующих элементов: криминологической информации; целенаправленной деятельности по ее собиранию, систематизации, анализ...
- Информационное и организационное обеспечение предупреждения преступлений
Применительно к изучаемому виду деятельности ее информационное обеспечение имеет свою содержательную специфику. Главное назначение используемой при этом информации состоит в том, чтобы правильно и наи...