Производство по принятию актов в сфере налогообложения
Правовое регулирование сферы налогообложения в России осуществляется посредством принятия законов о налогах и сборах, а также подзаконным нормотворчеством. В НК РФ в значительном числе случаев содержатся предписания общего характера, для конкретизации которых требуется издание подзаконных нормативных правовых актов о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты в сфере налогообложения могут быть представлены тремя уровнями действия в пространстве - федеральным, региональным и местным.
Исходя из смысла ст. 4 НК РФ, правом принимать подзаконные нормативные акты, связанные с налогообложением и со сборами, обладают три группы субъектов:
1. На федеральном уровне - Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. В настоящее время - это Минфин России и ФТС России.
2. На региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ.
3. На местном уровне - исполнительные органы местного самоуправления.
НК РФ устанавливает, что подзаконные налоговые нормативные правовые акты используются в сфере налоговых отношений при соблюдении следующих условий: издаются только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях; издаются по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами; не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. При нарушении указанных требований акты исполнительных органов власти признаются не вступившими в силу и применяться не могут. Иными словами, НК РФ признает право органов исполнительной власти регулировать налоговые отношения, но только в том случае, когда такое право тому или иному исполнительному органу (федерального, регионального или муниципального уровня) делегировано законодателем.
Структурные и территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п. 2 ст. 4 НК РФ, абз. 3 п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009*(1)).
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (абз. 1, 2 п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009).
Принятие подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий, каждая из которых представляет собой совокупность определенных процессуальных действий участников данного производства. Эти стадии следующие:
- подготовка проекта подзаконного нормативного правового акта;
- рассмотрение проекта и принятие подзаконного нормативного правового акта;
- государственная регистрация подзаконного нормативного правового акта;
- опубликование и обнародование подзаконного нормативного правового акта;
- вступление в силу подзаконного нормативного правового акта.
Исходя из важности установления и поддержания действенного механизма реализации и защиты прав налогоплательщиков и иных налогообязанных лиц, наиболее важными для рассмотрения в рамках настоящей работы представляются вопросы государственной регистрации, опубликования и вступления в силу подзаконных налоговых нормативных правовых актов.
Государственной регистрации в соответствии с п. 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009) подлежат не все нормативные правовые акты органов исполнительной власти, а только те, которые:
а) содержат правовые нормы, затрагивающие:
- права, свободы и обязанности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции РФ и иных законодательных актах РФ;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
б) устанавливают правовой статус организации;
в) имеют межведомственный характер.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из вышеуказанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, независимо от срока их действия - и постоянно действующие, и временные (принятые на определенный срок), в т.ч. акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России и включает в себя:
- юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ;
- принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта;
- присвоение регистрационного номера;
- занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения). При этом к нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая: основания издания нормативного правового акта; сведения обо всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом; сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами (если такое согласование является обязательным); перечень актов законодательства РФ, использованных при разработке нормативного правового акта.
Похожие работы: