Факторинг
Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным оружием банковского маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.
Термин «факторинг» произошел от английских слов «посредник», «агент».
В факторинговых операциях участвуют три стороны:
1) фактор-посредник, которым чаще всего бывает коммерческий банк или его дочернее учреждение; 2) поставщик — клиент банка, поставляющий товары и услуги и имеющий в связи с этим платежные требования к своим должникам; 3) должник (дебитор) — покупатель продукции, обязанный оплатить платежное требование поставщика. В мировой практике под факторингом понимается целый ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту-поставщику в процессе осуществления последним расчетов за товары и услуги и сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.
Сущность факторинга заключается в том, что поставщик уступает фактору свое право требовать и получать деньги от своих контрагентов за отгруженную продукцию и оказанные услуги. При уступке фактору денежного требования к должнику оно может носить предстоящий характер по отгрузкам, срок оплаты которых еще не наступил, либо быть уже существующим, т.е. с наступившим сроком исполнения и отраженным в балансе поставщика как дебиторская задолженность. Деньги, которые банк перечисляет поставщику, являются с точки зрения банка кредитом, выданным на период от покупки у поставщика платежного требования до получения денег от должника. Для поставщика достоинство досрочной (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплаты его платежных требований состоит в том, что она ликвидирует риск несвоевременного поступления ему платежей, исключает зависимость его от платежеспособности покупателей, предотвращает возникновение невозвратных долгов, сокращает дебиторско-кредиторскую задолженность и в целом ускоряет оборот капитала поставщика, отвлеченного в незавершенные расчеты по товарам отгруженным.
По составу оказываемых услуг различают факторинг конвенционный и конфиденциальный.
Конвенционный (открытый) факторинг представляет собой универсальную систему финансового обслуживания клиентов, включающую не только кредитование товаров отгруженных, но и ведение для клиента бухгалтерского учета, консультирование его по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременного получения платежей, а также информирование его о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п. За клиентом практически сохраняются только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, выполняющих функции, которые принимает на себя банк как фактор.
Конвенционный факторинг называют также открытым факторингом, поскольку в данном случае поставщик уведомляет должника (покупателя) о продаже выписанных на него требований фактору. Данное уведомление состоит в том, что поставщик, будучи грузоотправителем, приводит в платежных документах реквизиты фактора как получателя денег. Все поступающие от должника-покупателя деньги, включая пени за просрочку платежа, зачисляются на счет фактора, возмещая ему сумму, ранее переданную поставщику. При этом пени становится источником дохода фактора.
Конфиденциальный (закрытый) факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж товаров поставщиков, так как никто из контрагентов не осведомлен о переуступке ими счетов-фактур банку. В данном случае банк плательщика перечисляет платеж на счет поставщика, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть банку-фактору в счет погашения кредита.
По соглашению между поставщиком и фактором предоставление факторинговых услуг может предусматривать право регресса, т.е. право возврата банком неоплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита банку. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко и, как правило, банки весь риск неплатежа берут на себя.
В России впервые факторинговые операции стали применяться с 1 октября 1988 г. Ленинградским Промстройбанком. С 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов — на договорной и платной основах для предприятий выполнять ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.
Факторинговые отделы отечественных банков, как правило, могут предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:
• приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям у определенного покупателя или группы покупателей, состав которых заранее согласовывается с фактором (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным, услугам оказанным);
• осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);
• приобретать векселя у своих клиентов.
Похожие работы:
- Факторинг Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным оружием банковского маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к ...
- Международный факторинг Параллельно с возникновением в России рынка лизинговых услуг постепенно формируется на финансовом рынке специальный сектор факторинговых операций (см. приложение 14). В практике международной торговли...