Производство по налоговому контролю
В новой редакции НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2007 года, появилось легальное определение налогового контроля, под которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ). Ранее НК РФ не содержал определение налогового контроля, в силу чего понятие налогового контроля разрабатывалось в недрах финансово-правовой науки. Налоговый контроль понимался в основном как организационно-правовой механизм, обеспечивающий надлежащее исполнение налоговых обязанностей.
Осуществление налогового контроля есть основная цель существования всей системы налоговых органов. Это следует из понятий налоговых органов, данных в ст. 30 НК РФ и ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации".
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ). Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" при определении налоговых органов воспроизводит приведенную выше дефиницию, а также добавляет, что налоговые органы осуществляют:
- контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля, который включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ (п. 1 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации").
Приоритетным направлением государственного финансового контроля является контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и иные федеральные внебюджетные фонды (п. 3 названного Указа Президента РФ). Налоги являются одной из главных составляющих государственных доходов, а налоговый контроль занимает одно из ведущих мест в системе государственного финансового контроля.
Таким образом, государственный финансовый контроль и налоговый контроль соотносятся как общее с частным. Все признаки, характеризующие государственный финансовый контроль, относятся к налоговому контролю. Однако налоговый контроль имеет: свой собственный объект и предмет контроля, состав контролирующих субъектов и подконтрольных лиц, собственные цели и задачи, а также формы и методы.
Объектом налогового контроля являются общественные отношения, возникающие в процессе взимания налогов и сборов.
Предметом налогового контроля является исполнение подконтрольными лицами налоговых обязанностей. Некоторые исследователи полагают, что предметом налогового контроля выступают налоговые декларации, первичные документы, счета-фактуры, регистры бухгалтерского учета, наличие оснований использования льгот и т.д..
Подконтрольными лицами в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. К налоговым обязанностям, составляющим предмет налогового контроля, относятся обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, установленные в ст. 23 НК РФ, например:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Основной обязанностью налоговых агентов является обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (п. 3 ст. 24 НК РФ).
Налоговый контроль в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ проводят должностные лица налогового органа. Контролирующим субъектом являются, таким образом, только налоговые органы. Что же касается таможенных органов, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, то контроль, который они осуществляют в отношении уплаты названных налогов, не является налоговым в смысле определения данного в ст. 82 НК РФ.
Таможенные органы осуществляют контроль за уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу в порядке и формах, предусмотренных таможенным законодательством.
НК РФ предусматривает возможность привлечения к проведению выездных налоговых проверок органов внутренних дел (п. 1 ст. 36).
Основаниями для привлечения органов внутренних дел к мероприятиям налогового контроля являются:
- наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
- назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;
- необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок установлен в инструкции, утвержденной Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37.
Похожие работы:
- Производство по налоговому контролю
В новой редакции НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2007 года, появилось легальное определение налогового контроля, под которым признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдени...
- Единичное производство
Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Образцы или не повторяются, или повторяются нерегулярно. Рабочие места не имеют глубо...
- Натуральное производство
Натуральное производство - такой его род, при котором люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей.
Для системы натурального производства характерны следующие черты, выражающие с...
- Серийное производство
Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Партии (серии) изделий повторяются через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии разли...
- Массовое производство
Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах в течение продолжительного периода. Механизация и автоматиз...