Организационно-правовые основы кассовых операций банков в Российской Федерации
Исключительное право выпуска и изъятия наличных денег из обращения, организация их обращения принадлежат ЦБ РФ как эмиссионному центру страны. В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России в соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ от 12 апреля 1995 г. возложены следующие функции:
• прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. Непосредственное кассовое обслуживание предприятий и организаций возложено на коммерческие банки.
Налично-денежный оборот начинается в ЦБ РФ. Наличные деньги переводятся из его резервных фондов в оборотные кассы, таким образом они поступают в обращение. Из оборотных касс ГРКЦ, или РКЦ, наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам — юридическим и физическим лицам (либо непосредственно, либо в кассы предприятий и организаций). Меньшая часть наличных денег, находящихся в кассах предприятий и организаций, используется для расчетов между ними (в случаях, когда стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке), но большая часть выплачивается населению в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.).
Население использует наличные деньги и для взаиморасчетов. Но большая их часть расходуется на уплату налогов, сборов, страховых платежей, уплату за квартиру и коммунальные платежи, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, уплату арендных платежей, штрафов, пеней и неустоек и т.д.
Таким образом, деньги поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций (прежде всего предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению).
В своей деятельности по организации налично-денежного оборота на территории РФ банковские структуры руководствуются следующими нормативными документами ЦБ РФ:
• Порядков ведения кассовых операций в РФ, утвержденным решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. № 40;
• Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» от 25 марта 1997 г. № 56;
• Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 5 января 1998 г. № 14-П;
• Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе от 16 ноября 1995 г. № 31.
В соответствии с указанными документами все организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы кредитных организаций или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации (т.е. почтовым отделениям) для перевода на соответствующие счета в банках. Наличные деньги могут сдаваться на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Каждому предприятию по согласованию с их руководителями банк устанавливает порядок и сроки сдачи наличных денег исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банка.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
• для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
• для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы в банке не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;
• для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней. В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодно всем предприятиям и представляет собой максимально допустимый остаток наличных денег, который может оставаться в кассе на конец рабочего дня. Все сверхлимитные наличные деньги должны полностью сдаваться в банк (на почту).
Для установки лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в банк по стандартной форме следующий специальный расчет лимита остатка кассы. Налично-денежная выручка за последние три месяца (фактическая, а по вновь организуемым предприятиям — ожидаемая) тыс. руб. Среднедневная выручка тыс. руб. Среднечасовая выручка тыс. руб. Выплачено наличными деньгами за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера) тыс. руб. Среднедневной расход наличных денег тыс. руб.
Сроки сдачи выручки: ежедневно, на следующий день, 1 раз в дней Часы работы предприятия с час. мин. до час. мин. Время сдачи выручки: в объединенную кассу при предприятии, инкассатором, в кассу банка, на почту час. мин. Испрашиваемая сумма лимита тыс. руб.
Банк определяет лимит остатка кассы для предприятия индивидуально, исходя из объемов его налично-денежного оборота, особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, а именно:
• для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее в банк ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
• для предприятий, сдающих денежную выручку в банк на следующий день, — в пределах среднедневной выручки;
• для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих ее в банк не ежедневно, лимит определяется в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
• для предприятий, не имеющих денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера и стипендий). По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса в банке, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим свои счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими банками по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Похожие работы:
- Организационно-правовые основы кассовых операций банков в Российской Федерации Исключительное право выпуска и изъятия наличных денег из обращения, организация их обращения принадлежат ЦБ РФ как эмиссионному центру страны. В целях организации наличного денежного обращения на терр...
- Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный к...
- Регулирование валютных операций Правительством Российской Федерации В статье 7 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" содержится перечень операций движения капитала, которые регулируются Правительством России. В качестве меры регулирования...
- Основы формирования бюджетов Российской Федерации Основы составления проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минист...
- Духовные основы конституционного строя Российской Федерации Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на...