Источники правового регулирования природоресурсных платежей
К источникам правового регулирования природоресурсных платежей относятся акты природоресурсного, экологического, налогового и иного законодательства РФ, которое представляет совокупность отдельных нормативных правовых актов, связанных между собой нормами по установлению и взиманию платежей за использование природных ресурсов. Это существенная особенность законодательства о природоресурсных платежах.
В настоящее время приняты и действуют основные законодательные акты по следующим видам природных ресурсов:
земля - Земельный кодекс РФ, ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", гл. 31 "Земельный налог" НК РФ;
недра - Закон РФ "О недрах", Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ, гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции" НК РФ;
вода - Водный кодекс РФ, гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ;
лес - Лесной кодекс РФ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ;
животный мир и иные организмы - федеральные законы от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", гл. 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ.
Законодательство о природоресурсных платежах является комплексным институтом: оно состоит из актов различных отраслей права.
Во-первых, природоресурсное законодательство. Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, Закон РФ "О недрах" и др., устанавливающие принципы пользования тем или иным видом природного ресурса, определяют соответствующую терминологию, полномочия органов публично-правовых образований в области земельных, водных и иных отношений, регулирующие вопросы собственности на объекты (земельные и лесные участки, водные объекты), а также платежи за пользование природными ресурсами неналогового характера.
Во-вторых, некоторые платежи были отнесены к налогам и вследствие этого регулируются налоговым законодательством, которое обладает рядом особенностей, что предопределяет иную, отличную от других обязательных платежей, правовую природу данных платежей. Согласно ч. 1 ст. 1 НК РФ такое законодательство состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. НК РФ является основным нормативным правовым актом, на основе которого выстраивается вся система налогового законодательства. Более того, он устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Из этого следует (а также из ст. 12 НК РФ), что платежи, не предусмотренные ст. 13-15 НК РФ, не относятся к налогам и не могут регулироваться актами законодательства о налогах и сборах. Иными словами, такие платежи не являются по правовой природе налогами.
Данный вывод имеет не только теоретическое значение, он важен и для правоприменительной практики. Отнесение того или иного нормативного правового акта к законодательству о налогах и сборах, а платежа, установленного таким актом, - к налогам означает, что отношения, возникающие по поводу уплаты такого платежа, являются налоговыми. В результате органы, призванные контролировать взимание таких платежей, приобретают права, определенные в НК РФ.
Следует обратить внимание на п. 3 ст. 1 НК РФ, согласно которому действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
Необходимо отметить, что законодательством РФ предусматриваются и другие виды сборов, не установленные в НК РФ (например, сбор за выдачу лицензий - Закон РФ "О недрах"). Иногда тот или иной платеж не носит названия "сбор", однако суды и исследователи считают его по правовой природе сбором.
В настоящее время НК РФ предусматривает следующие виды налогов и сборов, относящихся к природоресурсным платежам:
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
земельный налог.
НК РФ среди специальных налоговых режимов также указывает систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Из перечисленных налогов и сборов только земельный налог является местным, все остальные - федеральными. Это означает, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В муниципальных образованиях - Москве и Санкт-Петербурге - принимаются законы о земельном налоге. При этом могут определяться два элемента налогообложения в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Помимо природоресурсного и налогового законодательства, отношения в сфере установления и взимания платежей за использование природных ресурсов регулируются и экологическим законодательством. Основными нормативными правовыми актами в данной области являются федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Перечисленные законы регулируют, в первую очередь, вопросы охраны окружающей среды, определяют требования к различным мероприятиям, полномочия органов. Федеральный закон "Об охране окружающей среды", как уже было сказано, устанавливает плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Помимо указанных основных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере отдельных компонентов природной среды, действует значительное количество подзаконных нормативных правовых актов: Президента РФ и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, которые имеют важное значение в качестве источников правового регулирования. С их помощью устанавливаются порядок выдачи различных лицензий, а также ставки для исчисления платежей.
Подзаконные нормативные правовые акты в данной сфере издаются в соответствии с федеральным законом и не должны ему противоречить. Кроме того, они должны приниматься тем государственным органом, в компетенцию которого непосредственно входит регулирование данных вопросов.
Похожие работы:
- Источники правового регулирования природоресурсных платежей
К источникам правового регулирования природоресурсных платежей относятся акты природоресурсного, экологического, налогового и иного законодательства РФ, которое представляет совокупность отдельных нор...
- Принципы правового регулирования природоресурсных платежей
Принципы правового регулирования природоресурсных платежей "выводятся" на основании правовых норм, регулирующих общественные отношения в связи с их взиманием. Как основные начала правового регулирован...
- Источники правового регулирования
Систему источников правового регулирования лесных платежей возглавляет Конституция РФ, устанавливающая основные принципы законодательства о природных ресурсах, в том числе принцип:
использования и ох...
- Источники правового регулирования
Любой третейский суд имеет две группы правовых источников его деятельности.
Во-первых, это федеральное законодательство. Основой здесь является ст. 11 ГК, указывающая на третейский суд как орган, осу...
- Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства)
Исторически законодательство о банкротстве — это законодательство о банкротстве физических лиц. Начиная с конца XIX в. оно включает также нормы о банкротстве юридических лиц. Российское законода...