Система законодательства о земельном налоге
Систему законодательства о земельном налоге можно определить как совокупность законодательных актов и принимаемых органами муниципальных образований нормативных правовых актов, связанных между собой нормами по установлению и взиманию земельного налога.
Отдельный блок источников правового регулирования составляют нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти, принимаемые ими в рамках своих полномочий и регулирующие налоговые и земельные отношения.
Система законодательства о земельном налоге представлена тремя уровнями: федеральным, региональным и местным. С 1 января 2006 г. данная система претерпела существенные изменения и теперь представлена федеральным и местным уровнем (региональный уровень представлен только городами федерального значения - Москвой и Санкт-Петербургом).
Еще одна особенность современного состояния правового регулирования земельного налога состоит в том, что сразу несколько отраслей российского законодательства (налоговое, земельное, бюджетное, водное, лесное) в той или иной степени затрагивают вопросы обложения земельным налогом, в связи с чем возникают проблемы их "разведения" в регулировании земельного налога.
Очевидно, что на ведущие позиции выходит законодательство о налогах и сборах, особенно в связи с принятием гл. 31 НК РФ, который закрепляет общие и основополагающие начала для всех налогов, в том числе и земельного.
В соответствии со ст. 15 первой части НК РФ земельный налог является одним из двух местных налогов в системе налогов Российской Федерации (другим является налог на имущество физических лиц).
В статье 12 части первой НК РФ, помимо прочего, дается понятие "местный налог". В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местные налоги:
1) устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;
2) вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;
3) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Все эти положения нашли отражение в гл. 31 НК РФ.
Как следует из п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" до 1 января 2006 г. земельный налог взимался по старым правилам - в соответствии с Законом РФ "О плате за землю".
С 1 января 2006 г. Закон РФ "О плате за землю" утратил силу (кроме его ст. 25) (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").
До этого срока представительные органы поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованные в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", получили право принять соответствующие нормативные правовые акты о введении земельного налога в действие в соответствии с новой редакцией НК РФ.
При принятии представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 г. в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" части второй НК РФ земельного налога на названных территориях Закон РФ "О плате за землю" (за исключением ст. 25) не применяется (ст. 3 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ).
Весь 2005 г. земельный налог регулировался Законом РФ "О плате за землю", нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов муниципальных образований о плате за землю, принятыми ими до конца 2004 г., и тому было несколько объяснений.
Во-первых, представительным органам муниципальных образований необходимо было время для принятия нормативных правовых актов о земельном налоге в соответствии с НК РФ. Во-вторых, сделать им это было очень сложно в связи с положениями гл. 31 НК РФ (согласно ст. 390 налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость земельных участков). Определение кадастровой стоимости потребует немало времени и больших затрат. Предполагая эти сложности, законодатель установил, что ст. 25 Закона РФ "О плате за землю", посвященная нормативной цене земли, не прекращает действие одновременно с названным Законом.
Похожие работы: