Источники правового регулирования
Систему источников правового регулирования лесных платежей возглавляет Конституция РФ, устанавливающая основные принципы законодательства о природных ресурсах, в том числе принцип:
использования и охраны природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также возможность закрепления любой формы собственности на природные ресурсы. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9);
свободного владения, пользования, распоряжения природными ресурсами их собственниками. При этом осуществление этих правомочий собственника не должно наносить вред окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц (ч. 2 ст. 36).
Указанные принципы относятся к лесу как к одному из природных ресурсов. Однако Конституция РФ содержит положение, непосредственно касающееся именно лесного законодательства. Статья 72 (п. "к") указывает на то, что лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Такая норма предопределяет наличие многоуровневого регулирования.
Федеральные законодательные акты следует разделить на две группы. В первую группу входят акты лесного законодательства, касающиеся вопросов уплаты лесных платежей, в первую очередь Лесной кодекс РФ. В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс РФ начал действовать с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после указанной даты.
Однако до 1 января 2008 г. действует и ст. 42 Лесного кодекса РФ 1997 г. в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Во вторую группу нормативных правовых актов следует отнести акты, предметом регулирования которых являются совсем иные отношения. Однако такие акты содержат отдельные положения, относящиеся к лесным платежам. Например, Бюджетный кодекс РФ регулирует вопросы распределения доходов между уровнями бюджетной системы РФ, в том числе и лесных платежей. Федеральные законы от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации" и от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" определяют администраторов поступлений в федеральный бюджет. Земельный кодекс РФ устанавливает порядок предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Эта норма является продолжением положения Конституции РФ о том, что лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. При этом Лесной кодекс РФ зачастую указывает на необходимость или возможность принятия соответствующего акта на уровне субъектов РФ. Так, порядок и нормативы заготовки гражданами древесины (ч. 5 ст. 30), недревесных лесных ресурсов (ч. 4 ст. 33), пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных средств (ч. 4 ст. 35) для собственных нужд, а также исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 6 ст. 75) устанавливаются законами субъектов РФ.
Следующая группа нормативных правовых актов - это подзаконные акты. Сейчас эта группа обладает специфическими чертами. Ряд постановлений Правительства РФ, ведомственных актов не отменены. Однако с введением в действие нового Лесного кодекса РФ эти акты фактически утратили силу. К ним относятся, например, постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 "Об утверждении положения об аренде участков лесного фонда", приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 г. N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", от 25 октября 2005 г. N 286 "О ставках лесных податей за заготовку второстепенных лесных ресурсов", от 7 декабря 2005 г. N 323 "О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей" и др.
В силу ряда причин должны быть приняты новые подзаконные акты. Во-первых, прежние постановления Правительства РФ, приказы соответствующих ведомств не могут действовать из-за значительного изменения общей концепции уплаты лесных платежей. Во-вторых, ряд вопросов просто не урегулирован.
Лесной кодекс РФ содержит отсылочные нормы к актам Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ устанавливает перечень видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается (ч. 6 ст. 29), ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (ч. 4 ст. 73), форму, порядок подготовки и заключения договора аренды (ч. 5 ст. 74). Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также определяют ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды участка, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности соответственно. Уполномоченный орган исполнительной власти должен установить форму лесной декларации и порядок ее заполнения и подачи (ч. 3 ст. 26). Упомянутый Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ обязывает Правительство РФ до 1 июля 2007 г. издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса РФ.
Похожие работы:
- Источники правового регулирования
Систему источников правового регулирования лесных платежей возглавляет Конституция РФ, устанавливающая основные принципы законодательства о природных ресурсах, в том числе принцип:
использования и ох...
- Источники правового регулирования
Любой третейский суд имеет две группы правовых источников его деятельности.
Во-первых, это федеральное законодательство. Основой здесь является ст. 11 ГК, указывающая на третейский суд как орган, осу...
- Источники правового регулирования интеллектуальной собственности
Источники авторского права. С 1 января 2008 г., как отмечалось выше, вступили в силу нормы авторского права, сосредоточенные в четвертой части ГК РФ. Это гл. 70 «Авторское право», регулиру...
- Источники правового регулирования несостоятельности (банкротства)
Исторически законодательство о банкротстве — это законодательство о банкротстве физических лиц. Начиная с конца XIX в. оно включает также нормы о банкротстве юридических лиц. Российское законода...
- Источники правового регулирования природоресурсных платежей
К источникам правового регулирования природоресурсных платежей относятся акты природоресурсного, экологического, налогового и иного законодательства РФ, которое представляет совокупность отдельных нор...