Виды платы за негативное воздействие
Плата за негативное воздействие по составу и ключевым характеристикам неоднородна, она представляет собой совокупность экологических платежей, которые можно классифицировать по различным основаниям.
По объекту обложения
На основании видов негативного воздействия на окружающую среду, определенных в ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды", можно выделить плату:
1) за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
2) за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
3) за загрязнение недр, почв;
4) за размещение отходов производства и потребления;
5) за загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Необходимо обратить внимание, что, несмотря на достаточно широкий перечень видов негативного воздействия, содержащийся в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в настоящее время не установлена нормативно-правовая база для взимания платы за загрязнение окружающей среды различными видами физических воздействий (например, шумом, теплом и пр.), в то время как плата за загрязнение недр и почв взимается в рамках платежей за размещение отходов. Представляется, что загрязнение окружающей среды физическими воздействиями хотя и осуществляется в действительности, но при этом с трудом поддается объективной оценке степени негативного воздействия, измерению его количественных и качественных показателей, что является необходимым условием для моделирования и нормативного закрепления организационно-правового механизма экологического платежа.
Так, Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок определения платы), а также иными подзаконными актами, конкретизирующими данный Порядок определения платы, установлен организационно-правовой механизм следующих экологических платежей, а именно плата:
1) за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
2) за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
3) за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
4) за размещение отходов.
Несмотря на то что Порядок определения платы дублирует норму Федерального закона "Об охране окружающей среды" в части платы за некоторые виды физических воздействий на окружающую среду (в частности, в Порядке определения платы упоминается плата за шум, вибрацию, электромагнитные и радиационные воздействия), в настоящее время в отношении данных видов негативного воздействия нормативно не определены такие ключевые параметры экологического платежа, как ставка и порядок исчисления, а следовательно, отсутствуют правовые основания для внесения платы за данные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В зависимости от интенсивности экологически вредной деятельности и степени ущерба, причиняемого окружающей среде
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. 1 указанного Закона нормативы в области охраны окружающей среды - это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
В правовом регулировании платы за негативное воздействие немаловажную роль играют нормативы:
допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, которые устанавливаются отдельно для стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду;
образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их сбросов в водные объекты предусмотрены дополнительный механизм гарантий сохранения качества окружающей среды - временное согласование лимитов на выбросы и сбросы. В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий или реализации других природоохранных проектов могут вводиться лимиты на выбросы и сбросы. Лимиты должны устанавливаться на основе разрешений природопользователя при наличии планов снижения выбросов и сбросов с целью поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов.
Похожие работы: