Основные судебные решения по вопросу правомерности взимания платы за негативное воздействие
Судебная практика по вопросу правомерности взимания платы за загрязнение окружающей среды носит крайне неоднородный характер. За весьма непродолжительный период высшими судебными инстанциями, по существу, были сформулированы как минимум три полностью или частично взаимоисключающие правовые позиции: 1) плата за загрязнение окружающей среды обладает всеми признаками налога и не может быть определена постановлением Правительства РФ (Решение ВС РФ от 28 марта 2002 г. N ГКПИ 2002-178 "О признании незаконным (недействительным) постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в ред. от 14 июня 2001 г.);
2) плата за загрязнение окружающей среды по своей природе является фискальным сбором и может быть установлена постановлением Правительства РФ в пределах делегированных полномочий (Определение КС РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации");
3) существенные признаки платы за загрязнение окружающей среды могут быть установлены на уровне не ниже, чем в постановлении Правительства РФ (Решение ВС РФ от 12 февраля 2003 г. N ГКПИ 03-49 "О признании частично недействующим постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632").
Остановимся на каждой из них более подробно.
1. Плата за загрязнение окружающей среды обладает всеми признаками налога и не может быть установлена постановлением Правительства РФ.
ОАО обратилось в ВС РФ с жалобой о признании незаконным постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", ссылаясь на то, что оно не соответствует действующему законодательству, поскольку неправомерно устанавливает налоговый платеж.
ВС РФ заявление ОАО удовлетворил. Названное постановление Правительства РФ признано незаконным (недействительным). Кассационная жалоба Правительства РФ оставлена без удовлетворения.
Принимая решение об удовлетворении жалобы, ВС РФ исходил из того, что плата за загрязнение окружающей среды может быть определена только федеральным законом, а не актом Правительства РФ.
Так, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с ч. 3 ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации вводятся федеральным законом.
В настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации определены НК РФ и сохраняющими юридическую силу положениями Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу п. 5 ст. 3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются данным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие согласно НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
Из содержания ст. 17 НК РФ следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения, к которым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
При рассмотрении дела было установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ (обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства). Однако в нарушение ст. 17 НК РФ все существенные элементы указанного налогового платежа были определены не федеральным законом, а постановлением Правительства РФ.
Установление федеральных налогов отнесено к исключительной компетенции законодателя, а не к компетенции Правительства, и введение Правительством РФ такого налога было расценено судом как нарушение определенного указанными выше федеральными законами порядка введения федеральных налогов и сборов.
2. Плата за загрязнение окружающей среды по своей природе является фискальным сбором и может быть принята постановлением Правительства РФ в пределах делегированных полномочий.
Правительство РФ направило в КС РФ запрос о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, ссылаясь на то, что платежи за загрязнение окружающей среды не являются налоговыми платежами, не обладают необходимыми признаками налоговых обязательств в их конституционно-правовом смысле и, следовательно, не включаются в систему платежей, которые согласно ст. 57 и 75 (ч. 3) Конституции РФ должны устанавливаться законом. КС РФ установил следующее.
В соответствии с НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными данным Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем определено данным Кодексом. В силу этого любой платеж независимо от его названия должен оцениваться по существу с учетом характеристик налога и сбора, предусмотренных законом.
По смыслу ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Похожие работы: