Кредитоспособность ссудозаемщиков и методы ее определения
Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банком заемщику обусловливает изучение кредитоспособности заемщиков, т.е. изучение факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степени риска, который банк готов взять на себя; размера кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обусловливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку объективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.
Под кредитоспособностью ссудозаемщика понимается его способность погасить долговые обязательства перед коммерческим банком по ссуде и процентам по ней в полном объеме и в срок, предусмотренный кредитным договором.
В зарубежной и отечественной банковской практике оценка кредитоспособности осуществляется на основе целого ряда критериев, широко освещенных в специальной экономической литературе.
В соответствии с выработанными теорией и практикой критериями кредитоспособность не следует рассматривать только как прогнозную платежеспособность клиента.
Анализ кредитоспособности ссудозаемщика включает целый ряд методов, важнейшими из которых являются:
• сбор информации о клиенте;
• оценка кредитного риска;
• оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов;
• оценка кредитоспособности на основе индекса Альтмана;
• анализ денежных средств.
Наибольшее распространение в практике российских коммерческих банков получило использование метода оценки финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых коэффициентов, которые объединяются, как правило, в четыре группы:
• коэффициенты ликвидности (платежеспособности);
• коэффициенты финансовой независимости (рыночной устойчивости);
• коэффициенты оборачиваемости;
• коэффициенты рентабельности. Показатели каждой группы отличаются большим разнообразием, но в основном включают финансовые коэффициенты. Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе данных бухгалтерской отчетности клиента за предшествующие отчетные периоды (месяц, квартал, полугодие, год) или прогнозных значений показателей бизнес-плана.
В качестве дополнительных характеристик при анализе кредитоспособности используются следующие показатели:
• уровень делового риска;
• длительность и размер просроченной задолженности различным коммерческим банкам;
• состояние дебиторской и кредиторской задолженности и их соотношение;
• оценка менеджмента и др. В практике российских коммерческих банков основные и дополнительные показатели используются в самых различных комбинациях, причем состав основных показателей, как правило, остается неизменным длительный период, в то время как состав дополнительных показателей подвержен более частому изменению.
Поскольку основные и дополнительные показатели в отдельные периоды для конкретного банка имеют разную значимость, то анализ кредитоспособности предполагает использование метода рейтинговой (балльной) оценки. Применение этого метода позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика с помощью синтезированного показателя — рейтинга, выраженного в баллах, а также определить границы интервала колебания этого показателя, при которых возможна выдача ссуды. Класс заемщика устанавливается по сокращенному кругу финансовых коэффициентов, так как многие показатели дублируют друг друга.
Каждый коммерческий банк использует свою, в определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков. Система рейтинга утверждается кредитным комитетом на основе выбранной банком стратегии развития, причем каждому показателю присваивается индивидуальный рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и других специфических особенностей его деятельности.
Похожие работы:
- Кредитоспособность ссудозаемщиков и методы ее определения Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банком заемщику о...
- Методы определения потребности в оборотных средства Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивость финансов...
- Понятие валютного курса. Порядок определения официального валютного курса и периодичность определения курсов валют Банком России Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) или ежемесячно без обязательства покупать или продавать указанные валюты по установленном...
- Вынесение определения В конце заседания суд кассационной инстанции, удалившись в совещательную комнату, обсуждает проверенные материалы, затем выносит и объявляет определение, которое вступает в законную силу немедленно и ...
- Понятия и определения Говоря о прямой рекламе, как о специфической ее части, следует помнить, что она ("директ мейл", телемаркетинг, наряду с передачей информации по электронным сетям, по факсовой или модемной связи, с акц...