Организация кредитного процесса в банке
Решением вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитов в коммерческих банках в основном занимаются кредитные отделы или управления (если банк является крупным, с филиальной сетью). Однако следует отметить, что их работа строится (организуется) в тесной взаимосвязи с целым рядом других отделов, подразделений и служб банка, к которым, в частности, относятся: юридический отдел, служба безопасности банка, его бухгалтерия, казначейство, отдел методологии кредитных операций, отдел ценных бумаг и другие отделы, что обусловлено самой сутью процесса кредитования.
Под организацией кредитного процесса в банке понимается техника и технология кредитования с целью соблюдения законодательных норм банковской деятельности, снижения кредитного риска и получения достаточной прибыли от совершенной кредитной сделки. Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка, а также позволяет установить взаимоотношения кредитного отдела с другими структурными подразделениями банка по выдаче кредита и управлению им.
Большинство экономистов в кредитном процессе выделяют два этапа.
I. этап (до выдачи кредита), на котором осуществляется тщательный анализ кредитных заявок, оценка кредитоспособности потенциальных заемщиков, сильных и слабых сторон их бизнеса и финансовой деятельности, затем производится выдача кредита.
II. этап (после выдачи кредита) включает последующий анализ текущей деятельности клиента и выявление проблемных ссуд на ранней стадии, т.е. кредитов, которым грозит несвоевременное погашение, для принятия соответствующих решений.
В принципе технология предоставления ссуд российскими коммерческими банками похожа на американскую, но имеет свои особенности, которые продиктованы современным состоянием экономики России и ее банковской системы. Анализ организации процесса кредитования целого ряда крупных российских коммерческих банков показал, что в основном процесс кредитования включает пять этапов:
• разработку стратегии кредитных операций;
• знакомство с потенциальным заемщиком (рассмотрение заявки на кредит и пакета документов к ней);
• оценку кредитоспособности заемщика и риска, связанного с выдачей ссуды;
• подготовку и заключение кредитного договора и обеспечительных обязательств, выдачу кредита;
• кредитный мониторинг (контроль за выполнением условий договора и погашением кредита). Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа кредитного процесса.
I. этап кредитного процесса — разработка стратегии кредитных операций.
Каждый банк должен иметь четко и детально проработанную программу развития кредитных операций. Большинство российских банков формулируют цели, принципы и условия выдачи кредитов разным категориям заемщиков в социальном документе меморандуме о кредитной политике.
Кредитная политика создает основу для всего процесса кредитования.
Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является
краеугольным камнем разумного управления кредитом. Политика определяет объективные параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление ссуд и управление ими. Кредитная политика определяет основу действий Совета Директоров, Правления банка, кредитного комитета и лиц, принимающих стратегические решения, а также дает возможность внешним и внутренним аудиторам оценить качество кредитного менеджмента в банке.
Кредитная политика каждого коммерческого банка должна базироваться на трех основных принципах:
• обоснованное предоставление кредитов, обеспечивающее их возвратность; • размещение средств с учетом интересов акционеров и с целью защиты интересов вкладчиков; • удовлетворение потребностей рынка в кредитах в пределах области деловой активности банка. Кредитная политика определяется под воздействием стратегических целей развития банка. Известно, что успешное развитие любого коммерческого банка — увеличение капитала, рост доходов, доверие со стороны клиентов, удовлетворение интересов акционеров банка — в значительной мере зависит от правильно выбранной стратегии, учитывающей реальности, складывающиеся как в экономике, так и в банковской сфере.
Стратегические решения, принимаемые руководством банка, должны быть направлены на достижение равновесия между хорошо изученными областями бизнеса и разумными рисками в новых областях, определяя стратегию развития банковских услуг. Необходимо определить целевые рынки, финансовые операции, клиентов, отрасли промышленности и регионы, на которые банку следует ориентироваться в своей деятельности, чтобы добиться преимущества над конкурирующими банками.
Каждый банк строго конфиденциально разрабатывает стратегию своего развития, руководствуясь результатами проведенного экономического анализа, конъюнктурой рынка товаропроизводителей, состоянием экономики и отдельных ее отраслей, как в целом, так и на региональном уровне, а также результатами исследования конъюнктуры рынка банковских продуктов и услуг; оценки своей текущей деятельности и рейтинга банков-конкурентов.
Определив основные ориентиры развития на ближайшую перспективу, ключевые стратегические задачи, банк приступает к разработке основных направлений достижения поставленных целей:
• по линии увеличения собственного капитала и объемов привлекаемых средств;
• повышения эффективности кредитной политики банка;
• активизации инвестиционной политики;
• развития филиальной сети банка;
• совершенствования технологии межбанковских и внутрибанковских расчетов;
• развития международной деятельности и операций в иностранной валюте;
• активизации клиентской политики банка;
• совершенствования системы управления банком и его деятельностью. Поскольку каждое из основных направлений стратегии банка представляет собой целый блок взаимосвязанных вопросов, подлежащих отработке и решению в ближайшие 2—3 года, то как правило, службами банка составляется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных направлений стратегии банка (с указанием содержания мероприятий, исполнителей и срока выполнения). Названный документ позволяет конкретизировать пути достижения поставленных банком целей и осуществлять поэтапный контроль за их осуществлением и результатами, а также вносить по мере необходимости определенные поправки и коррективы в этот документ.
Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каждый год в области кредитования, является меморандум (положение) о кредитной политике. Он основывается на основных направлениях кредитной политики банка, стратегического плана его развития на ближайшую перспективу.
Меморандум о кредитной политике определяет:
цель кредитной политики на текущий год (предоставление надежных и рентабельных для банка кредитов, стимулирующих позитивные процессы в деятельности предприятий определенных отраслей хозяйства или лиц);
главные принципы формирования кредитного портфеля банка (выбор приоритетных отраслей хозяйства, предоставляющих зону интересов банка на данном этапе его развития, для первоочередного направления кредитных вложений; географический аспект кредитной экспансии банка; определение оптимальной структуры по каждой категории кредитов, по их срокам, видам валют; планируемый уровень крупных кредитов, пролонгированных и просроченных в кредитном портфеле банка; приоритеты в объектах кредитования организацию кредитования (планируемые к разработке, освоению и внедрению в практику новые виды кредита, формы и методы кредитования; порядок установления филиалам банка лимита кредитования; определение полномочий по принятию соответствующих решений по кредитным вопросам отдельными лицами банка и его руководящими органами; разработка процедуры утверждения предоставляемого кредита; стиль и методы работы с клиентами в процессе кредитно-расчетного обслуживания; процедура взыскания просроченной задолженности);
обеспечение ликвидности кредитного портфеля и снижение кредитного риска
(предпочтительные формы обеспечения возвратности банковских ссуд, в том числе залогового; новые и усовершенствованные рейтинговые оценки финансового состояния потенциальных заемщиков различных категорий, методики по оценке кредитного риска, выявлению проблемных ссуд, списанию непогашенной, безнадежной ко взысканию ссудной задолженности; состав и полномочия кредитных комитетов разных уровней банковского управления; возможные варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды);
процентную политику по ссудам (в зависимости от их вида, сроков, характера обеспечения, типа заемщика, его финансового состояния, стоимости привлеченных банком кредитных ресурсов).
Похожие работы:
- Организация кредитного процесса в банке Решением вопросов о предоставлении хозяйствующим субъектам кредитов в коммерческих банках в основном занимаются кредитные отделы или управления (если банк является крупным, с филиальной сетью). Однако...
- Организация работы в банке по привлечению средств кредиторов Основным документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета в банк в различного рода депозиты (вклады), явл...
- Организация процесса выбора системы После того как обоснована необходимость внедрения новой банковской информационной системы и сформулированы основные требования к ней, можно приступать непосредственно к процессу выбора. Как мы уже отм...
- Чек на получение наличных денег в банке Для того чтобы получить в банке деньги необходимые на выплату: заработной платы, депонированной заработной платы, командировочных, хозяйственных и других расходов предприятие должно иметь чековую книж...
- Порядок открытия расчетного (текущего) счета в банке Для осуществления операций по основной текущей деятельности путем безналичных расчетов банки открывают клиентам банковский счет: расчетный или текущий. Расчетные счета открываются: • коммерче...