Основные понятия прокурорского надзора
Для того чтобы понять сущность и значение прокурорского надзора, определить роль прокуратуры в современном российском государстве, изучить ее структуру, необходимо сначала уяснить суть терминов и понятий, выработанных теорией и практикой прокурорского надзора и используемых в научной, учебной и практической деятельности.
Основополагающим термином является, конечно же, понятие "прокуратура". Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура, как любой государственный орган, состоит из государственных должностных лиц - прокуроров, являющихся государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований Закона о прокуратуре. Согласно ст. 40.1 этого Закона, прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Прокурор, как должностное лицо прокуратуры, является физическим лицом, состоящим на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, отвечающим всем вышеперечисленным требованиям и исполняющим возложенные на него законодательством должностные обязанности. Понятие "прокурор", как верно отмечается в литературе, является собирательным понятием*(13). Согласно ст. 54 Закона о прокуратуре прокурор - это Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Прокурорскими работниками, согласно ст. 54 Закона о прокуратуре, являются прокуроры и следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).
Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает должностное лицо прокуратуры для осуществления возложенных на него функций. Так, согласно ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в Законе, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
3) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций:
1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
3) вносит представление об устранении нарушений закона.
Для реализации своих полномочий прокурор обладает средствами прокурорского реагирования, под которыми и понимаются предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров. В юридической литературе предлагается классификация средств прокурорского реагирования в зависимости от цели, на достижение которой они направлены. Так, по цели средства прокурорского надзора классифицируются на:
1) средства, направленные на выявление нарушений законов (вызов должностных лиц для дачи объяснений по вопросам, имеющим значение для обнаружения случаев нарушения закона; истребование от органов дознания и следователей для проверки материалов уголовных дел, отдельных документов; истребование из суда любого дела со вступившими в силу приговорами, определениями, постановлениями и др.);
2) средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов (протесты на незаконные акты и действия должностных лиц; требования об отмене незаконных и необоснованных постановлений органов дознания, следователей, а также постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, мест содержания заключенных под стражу о наложении дисциплинарных взысканий и др.);
3) средства, преследующие цель предупреждения нарушений законов. В качестве примера можно привести такие средства реагирования, как дача согласия на совершение определенных действий, или принятие решения, участие в производстве следственных и других процессуальных действий лица, производящего дознание, или следователя и т.д.;
4) средства, направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. Такими средствами являются возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении; представление с предложением о наложении дисциплинарного взыскания;
5) средства, обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов. В этих целях прокурор предъявляет и поддерживает в судах иски в интересах пострадавших; дает письменные указания органам дознания и предварительного следствия о принятии мер по обеспечению гражданского иска.
Похожие работы:
- Основные понятия прокурорского надзора
Для того чтобы понять сущность и значение прокурорского надзора, определить роль прокуратуры в современном российском государстве, изучить ее структуру, необходимо сначала уяснить суть терминов и поня...
- Понятие прокурорского надзора как отрасли права, предмет, метод правового регулирования, система прокурорского надзора
Законодательное закрепление положений о прокуратуре как органе, осуществляющем надзор за законностью, позволило предположить, что в настоящее время прокурорский надзор представляет собой самостоятельн...
- Сущность и значение прокурорского надзора
Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имен...
- Понятие отрасли прокурорского надзора
Одним из значений термина "отрасль" в русском языке является отдельная область деятельности. Следовательно, понятие "отрасль прокурорского надзора" означает отдельную область деятельности прокуратуры ...
- Принципы организации прокурорского надзора
Принципы - это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокур...