Принципы организации прокурорского надзора
Принципы - это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры. Поскольку прокурорский надзор - это одно из проявлений прокурорской деятельности, то и принципы организации и деятельности прокуратуры выступают одновременно и в качестве принципов прокурорского надзора.
Статья 4 Закона о прокуратуре определяет принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Из этого законодательного определения вытекают такие принципы организации и деятельности прокуратуры, как принципы единства и централизации.
Прежде всего основополагающим принципом прокурорского надзора выступает принцип единства, означающий, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается. В соответствии с данным принципом прокуроры всех уровней обладают едиными полномочиями и средствами их реализации в виде таких актов прокурорского реагирования, как протесты, представления, постановления, предостережения о недопустимости нарушений законов, обращения с заявлениями в суды и др.
С принципом единства прокурорского надзора тесно связан и принцип централизации. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, им же освобождаются от должности без каких-либо согласований. Таким образом, подчинение всех нижестоящих прокуроров Генеральному прокурору проявляется в том, что именно этому должностному лицу предоставлено право: образования, реорганизации и упразднения всех органов и учреждений прокуратуры, определения их статуса, компетенции, штатной численности и структуры; назначения и освобождения от должности нижестоящих прокуроров и директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений; принятия в рамках исключительной компетенции обязательных для исполнения решений по вопросам, связанным с осуществлением функций прокуратуры. Генеральный прокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции
Принцип законности - важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Для прокуратуры, являющейся живым напоминанием закона, данный принцип выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она подчинена интересам обеспечения исполнения законов как сердцевины законности. Это главная цель прокуратуры - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. Прежде всего принцип законности проявляется в том, что правовое положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации при осуществлении прокурорского надзора регламентируются соответствующими нормативными актами, в частности УПК РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.). Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.). Отдельные нормы, преимущественно определяющие задачи и надзорную функцию прокуроров в соответствующих сферах правовых отношений, содержатся в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с посл. изм. и доп.), некоторых других кодифицированных законодательных актах. Нормы, касающиеся прокурорского надзора, имеются также во многих федеральных законах, регулирующих различные сферы и комплексы правовых отношений. К правовым основам деятельности прокуратуры относятся также международно-правовые акты, включенные в правовую систему Российской Федерации. Отдельные аспекты деятельности прокуратуры регулируются указами Президента РФ, например Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (с изм. от 25 ноября 2003 г.). В своей работе по обеспечению законности органы прокуратуры также руководствуются постановлениями Конституционного Суда РФ. Таким образом, вся деятельность по осуществлению прокурорского надзора основывается на правовых актах и характеризуется подчиненностью только закону.
Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Тем самым в законодательстве провозглашается принцип независимости прокурорских работников. В законодательстве специально оговорена недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, воздействия в любой форме на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных законом, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Похожие работы:
- Принципы организации прокурорского надзора
Принципы - это законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокур...
- Понятие прокурорского надзора как отрасли права, предмет, метод правового регулирования, система прокурорского надзора
Законодательное закрепление положений о прокуратуре как органе, осуществляющем надзор за законностью, позволило предположить, что в настоящее время прокурорский надзор представляет собой самостоятельн...
- Возникновение прокурорского надзора в России
Для того чтобы лучше уяснить предназначение и роль прокуратуры, ее место в системе государственных органов, понять функции, которые она выполняет, сначала важно изучить историю возникновения прокурату...
- Сущность и значение прокурорского надзора
Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имен...
- Основные понятия прокурорского надзора
Для того чтобы понять сущность и значение прокурорского надзора, определить роль прокуратуры в современном российском государстве, изучить ее структуру, необходимо сначала уяснить суть терминов и поня...