Система органов прокуратуры
Существование и успешная деятельность прокуратуры Российской Федерации как специфического самостоятельного государственного органа возможны, если все ее органы составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностных лиц. Система органов и учреждений прокуратуры, ее организационная структура строятся и развиваются с учетом интересов оптимального осуществления ее функций. Особенность прокуратуры Российской Федерации как единой федеральной централизованной системы проявляется в требовании закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу иных специализированных прокуратур в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях, исполняющих наказание, прокуратуры, действующие на особо режимных объектах, которые в основном входят в подсистему соответствующих прокуратур субъектов Федерации. Под эгидой Генеральной прокуратуры функционируют НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, а также институты повышения квалификации руководящих кадров и прокурорско-следственных кадров.
Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев. Высшим звеном системы выступает Генеральная прокуратура Российской Федерации. Она является своего рода аппаратом Генерального прокурора России, который непосредственно и при помощи этого аппарата осуществляет надзор за исполнением законов, руководит деятельностью органов прокуратуры, контролирует их работу. С появлением принципиально нового административно-территориального института - федеральных округов в них были образованы первоначально управления, а с 2002 г. - отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Эти подразделения, не заменяя других управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сконцентрировали у себя не только надзорные, но и существенную часть управленческих полномочий по отношению к прокуратурам субъектов Федерации, входящих в округ.
В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации на правах одного из подразделений входит Главная военная прокуратура, которую возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.
Второе звено прокурорской системы - прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. Организация территориальных прокуратур соответствует федеративному устройству России. В каждой республике, крае, области, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации имеются соответствующие прокуратуры.
На правах прокуратур субъектов Федерации действуют военные прокуратуры: прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов Федерации и подотчетные Генеральному прокурору РФ. С 1991 г. на правах прокуратуры субъекта Федерации существует Волжская природоохранная прокуратура. Вместе с подчиненными ей 15 природоохранными межрайонными прокуратурами она осуществляет надзор за соблюдением законодательства об охране природы на территории Волжского бассейна.
Третье звено системы прокуратуры, являющееся основным рабочим звеном, представляют прокуратуры городов и районов, приравненные к ним транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры, прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо режимных объектах, прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, военные прокуратуры гарнизонов. В целях разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур, обеспечения между ними необходимого взаимодействия Генеральной прокуратурой РФ был принят приказ от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур". Все эти прокуратуры непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, военным прокурорам округов, флотов и родов войск.
В некоторых городах (Москве, Краснодаре, Омске) отсутствует районное деление и образованы административные округа. Так, в Москве согласно установленному административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. В соответствии с приказами Генерального прокурора России таким прокуратурам придан статус районных прокуратур.
В большинстве субъектов Федерации имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краев, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
Похожие работы:
- Система органов прокуратуры
Существование и успешная деятельность прокуратуры Российской Федерации как специфического самостоятельного государственного органа возможны, если все ее органы составляют единую централизованную систе...
- Правовой статус прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов, приравненных к ним прокуратур
Прокуратуры регионального уровня и другие приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры составляют второе звено в системе органов прокуратуры. Прокуратуры субъектов Российской Федер...
- Система органов ООН. Специализированные учреждения ООН
Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
Генеральная Ассамблея состоит из вс...
- Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН*— это три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и С...
- Система государственных органов Российской Федерации
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственно...