Статус работника прокуратуры
С момента поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры лица приобретают статус работника прокуратуры, который предполагает наделение их совокупностью прав и обязанностей, привлечение их к ответственности за их ненадлежащее исполнение. Поскольку правовой статус прокурора имеет специфические особенности, законодатель отдельно закрепил положения об особенностях прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры.
Прокурор, как особое должностное лицо, обладает правом беспрепятственно входить на территории и в помещения различных органов, иметь доступ к их документам и материалам, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Однако совершать указанные действия прокурор может, как это прямо отмечено в Законе о прокуратуре, по предъявлении служебного удостоверения, поэтому все работники прокуратуры должны иметь служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность. Кроме того, служебные удостоверения прокуроров и следователей подтверждают их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам и следователям действующим законодательством.
В случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях официального представительства органов прокуратуры прокуроры обязаны носить и специальную форменную одежду - форменное обмундирование, которыми они обеспечиваются бесплатно в порядке и по нормам, устанавливаемым Правительством РФ. Более того, ношение форменного обмундирования позволяется даже лицам, уволенным из органов и учреждений прокуратуры, имеющим стаж работы в органах и учреждениях прокуратуры не менее 20 лет, за исключением лиц, уволенных за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, или лишенных классного чина по приговору суда.
С момента поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры на прокурорских работников заводится личное дело, которое содержит сведения о работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации. Прокурорский работник имеет право на ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме. Законодатель, в целях соблюдения основных прав граждан, запрещает сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности прокурорского работника.
Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины: младший юрист; юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции; советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса; государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный советник юстиции. Прокурорским работникам Российской Федерации классные чины присваиваются по занимаемой должности. Так, например, должности Генерального прокурора РФ соответствует классный чин действительного государственного советника юстиции, а должности прокурора города, района - чин старшего советника юстиции.
Следует иметь в виду, что Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам.
В целях обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки работников действует система непрерывного обучения и повышения квалификации работников, включающая индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, научных и образовательных учреждениях прокуратуры, обучение в региональных учебных центрах и институтах повышения квалификации. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе. Подготовка научных и педагогических кадров из числа прокурорских работников осуществляется в отделениях очной аспирантуры при научных и образовательных учреждениях прокуратуры.
В целях совершенствования деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определения уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, создания резерва кадров на выдвижение, решения вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а в органах военной прокуратуры - воинских званий, а также классных чинов (воинских званий), выше положенных по занимаемой должности, прокурорские работник проходят аттестацию не реже одного раза в 5 лет. Возможно досрочное проведение аттестации работника прокуратуры при выдвижении на вышестоящую должность; при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка; по просьбе самого работника.
Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры - и воинских званий. Первичной аттестации подлежат работники, имеющие соответствующие образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности:
1) прокуроры и следователи, научные и педагогические работники системы прокуратуры Российской Федерации (включая директоров (ректоров), их заместителей (проректоров), начальников отделов и подразделений научных и образовательных учреждений) - не менее 6 месяцев;
2) специалисты с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием - не менее 1 года;
3) специалисты со средним образованием - не менее 3 лет.
Первичной аттестации до истечения 6 месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат работники, перешедшие (принятые) на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего профессионального образования юридического профиля, научных юридических учреждениях, учреждениях повышения квалификации и правовых службах предприятий, учреждений и организаций, в органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.
Похожие работы:
- Статус работника прокуратуры
С момента поступления на службу в органы и учреждения прокуратуры лица приобретают статус работника прокуратуры, который предполагает наделение их совокупностью прав и обязанностей, привлечение их к о...
- Правовой статус прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры городов и районов, приравненных к ним прокуратур
Прокуратуры регионального уровня и другие приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры составляют второе звено в системе органов прокуратуры. Прокуратуры субъектов Российской Федер...
- Модели измерения индивидуальной стоимости работника
Хотя использование первоначальных и восстановительных издержек человеческих ресурсов позволяет в какой-то мере оценить их стоимость для организации, такая оценка довольно условна и приближенна. Так, д...
- Доплата за замещение временно отсутствующего работника
Если работник наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, исполняет обязанности временно отсутствующего работника, например в связи с болезнью, без освобождения от своей основн...
- Информатизация Прокуратуры
Деятельность прокурора включает в себя: надзор за расследованием уголовных дел; поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами; надзор за исполнением законов ...