Стадия расчетов с покупателями
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями продукции предприятия ведется фактическим методом по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При этом по счету 62 целесообразно выделение двух основных субсчетов:
• субсчета 62-1 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков»;
• субсчета 62-2 «Авансы полученные».
При получении предоплаты (аванса) от заказчика получение денежных средств отражается в бухгалтерском учете записью:
Дебет 50,51,52 — Кредит 62 субсчет 62-2 «Авансы полученные».
При отгрузке продукции покупателям производятся две проводки:
Дебет 62 субсчет 62-2 «Авансы полученные» — Кредит 90 субсчет 90-1 «Выручка» (на величину предоплаты заказчика)
Дебет 62 субсчет 62-1 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» — Кредит 90 субсчет 90-1 «Выручка» (на остальную сумму отгрузки).
Оперативный учет в разрезе отдельных заказов (видов продукции), покупателей, регионов, каналов сбыта одновременно ведут отдел сбыта (ответствен за продажи) и финансово-экономическое управление (ответственно за финансовые потоки и расчеты). Плановые показатели по расчетам разрабатывает ФЭУ по согласованию с отделом сбыта.
Интересным представляется взаимодополнение данных бухгалтерского и оперативного учета по счету 62, укладывающееся в концепцию единого информационного пространства. Для целей бюджетного планирования и оперативного управления предприятием, чаще всего, существенными являются два «среза» учетной информации по данному счету:
• разграничение собственно дебиторской задолженности по поставкам и суммы полученных авансов (субсчета 62-1 и 62-2);
• двухуровневая структуризация «заказчики (покупатели, регионы, каналы сбыта) — заказы (виды продукции)».
При этом очень часто по одному и тому же крупному заказчику (дебитору) может присутствовать сумма авансирования по одному договору (заказу) и дебиторская задолженность по другому договору.
В бухгалтерском учете предприятия существенным является разграничение расчетов с покупателями и заказчиками по линии «товарный кредит — авансы полученные». Дело в том, что бухгалтерия предприятия составляет формы сводной бухгалтерской отчетности (в частности баланс), где эти два показателя «разнесены» по разным строкам. Это важно не только для представления отчетности в налоговую инспекцию, но и для составления, на базе «официального», управленческого баланса — как прогнозного (при утверждении бюджета текущего периода), так и фактического (при подведении итогов бюджетного периода). Так, «дебиторская задолженность по поставкам» является статьей оборотных активов, а сумма «авансов полученных» — статьей краткосрочных обязательств (пассивов).
Существенным является различие данных двух составляющих расчетов с покупателями и заказчиками в финансовом планировании (составлении бюджета движения денежных средств). Балансовый остаток дебиторской задолженности по поставкам на начало периода — это актив, который с большой долей вероятности в бюджетном периоде будет «конвертирован» в денежные средства; начальный же балансовый остаток по полученным авансам будет «покрыт» за счет материальных потоков (отгруженной продукции), что не имеет прямого отношения к динамике денежных поступлений и доходов текущего бюджетного периода.
В оперативном учете, ведущемся отделом сбыта и финансово-экономическим управлением, приоритетным является учет в разрезе «дебиторы (покупатели и заказчики) — заказы (виды продукции) по каждому дебитору». Необходимость такого учета очевидна как для отдела сбыта, занимающегося ежедневной работой с конкретными дебиторами (юридическими и физическими лицами) по вопросу погашения существующей задолженности по поставкам, так и для финансово-экономического управления, контролирующего процесс поступления денежных средств от различных дебиторов и, исходя из ожидаемых платежей, планирующего текущие денежные расходы предприятия. Учет в разрезе дебиторов позволяет оперативно выявлять возможности взаимозачетов, например суммы полученных авансов по одному заказу дебитора и величины товарного кредита — по другому заказу.
Следует, однако, заметить, что по отдельному заказу (партии поставок) в принципе не может одновременно существовать и предоплаты, и дебиторской задолженности по поставкам, поэтому на практике при передаче оперативных данных в бухгалтерию должна производиться реструктуризация учетной информации из «дебиторы — заказы» в субсчет 62-1 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков» и субсчет 62-2 «Авансы полученные» — заказы, включаемые в субсчета.
Похожие работы:
- Стадия расчетов с покупателями
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями продукции предприятия ведется фактическим методом по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
При этом по счету 62 целесообразно выделение двух осно...
- Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами
Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет су...
- Стадия расчетов с поставщиками материальных оборотных средств
Синтетический учет расчетов с поставщиками сырья и материалов и подрядчиками ведется по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В части аналитического учета (открытия субсчетов) ситуация по ...
- Стадия производства
Бюджет производственных затрат имеет три основные составляющие:
• прямые (текущие) материальные затраты;
• прямые затраты труда;
• общепроизводственные расходы.
В свою очередь бюджет прямых матери...
- Стадия формирования
Основная задача на этом этапе — поиск товара, который сможет найти свой рынок, своего потребителя и обеспечить достаточный источник поступления средств для существования организации. Однако не всегда...