Где искать источник богатства?
Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему — значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.
Первые камни в фундамент новой отрасли общественного знания заложили меркантилисты и физиократы. Меркантилисты — от итальянского mercante — купец, торговец. Физиократия в буквальном переводе означает власть природы. Меркантилисты искали источник богатства во внешней торговле; физиократы считали, что увеличение богатства происходит только в сельском хозяйстве, ибо только здесь прирастает материя. Как отмечали французские историки, меркантилисту страна представлялась в образе богатого купца, наподобие амстердамского, для физиократов же она была воплощением сельского дворянина, живущего на своей земле и плодами этой земли2.
Не все авторы признают, за меркантилистами право называться школой. Говорят, что меркантилизм — это главным образом или почти исключительно сфера экономической политики, политики/проводимой странами с сильной централизованной властью в целях защиты национальной экономики. Но меркантилизм не только политика. Сам термин употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (в XVI— XVII вв. политика накопления золота и серебра — основы богатства нации и государства) и как теоретическое обоснование этой политики — система взглядов, обозначившая этап в истории экономических учений.
Меркантилисты искали источник не просто богатства, а богатства в специфической форме, которая отвечала периоду первоначального накопления. Они отражали интересы крупного торгового капитала, для которого деньги — источник богатства — выступают не в виде сокровища, а в форме капитала. Деньги для них — источник доходов, приводящий в движение и торговлю, и мануфактурное производство.
“Богатство Англии — во внешней торговле” — так называется трактат одного из наиболее известных проповедников идей меркантилизма Томаса Мэна (1571—1641), члена совета дирекоров Ост-индской торговой компании, самой крупной компании того времени. Мэна называют “стратегом торговли”, а его книгу — “евангелием меркантилизма”. Мэн и его сторонники отождествляют богатство с деньгами, золотом. Как же умножать размеры богатства? “Обычным средством для увеличения нашего богатства и денег, — пишет Мэн, — является внешняя торговля”.
Чтобы увеличить богатство, нужно следовать таким рекомендациям: 1) добиваться положительного торгового баланса, “продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них”; 2) не копить деньги как сокровище, а использовать их в торговых операциях, расширять торговлю — “вывоз наших денег является средством увеличить наше богатство”; 3) быть экономными в расходах, избегать расточительства, излишеств, порочной праздности. Ссылаясь например трудолюбивых голландцев — соседей англичан, Мэн осуждает тех, кто, “предаваясь удовольствиям и в последние годы одуряя себя трубкой и бутылкой, и уподобляясь животным, посасывая дым и выпивая за здоровье друг друга”, утрачивает обычную доблесть, которую англичане “часто так хорошо проявляли и на море, и на суше”.
Меркантилисты — сторонники сильной власти; они выступают за государственную поддержку торговли, ремесел, но против мелочной регламентации. Условием роста богатства нации служит не только выгода внешнеторговых связей с другими, особенно отдаленными странами (Индией, Китаем), но и развитие собственной промышленности, ремесленного и мануфактурного производства, судоходства, обработка свободных земель, вовлечение населения в производительный труд. Они (меркантилисты) за расширение производства товаров из иностранного сырья. “Эти производства дадут работу множеству бедного народа и увеличат ежегодный вывоз товаров за границу”. “Мы должны, — поучает Мэн, — стараться изготовить как можно больше своих собственных товаров”. “Там, где население многочисленно и ремесла процветают, там торговля должна быть обширной и страна богатой”.
Похожие работы:
- Где искать источник богатства?
Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему — значит наметить направление, в ко...
- Обычай как источник международного права
Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы ...
- Фактор времени — источник конкурентного преимущества
В решении главной задачи достижения международной конкурентоспособности и ускорения экономического развития повышается ценность фактора времени, на основе которого уточняются и масштабы потерь от низк...
- Международный договор как источник международного права
Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, незав...
- Решения Конституционного Суда РФ как источник налогового прав
Теоретические основы налогового права правовых начал в системе источников налогового права как самостоятельной отрасли российского права. Конституционная природа налогового права. В данном случае речь...