Экономическая мысль Средневековья
После падения Римской империи (476г.) экономическая мысль была в длительном застое и лишь в средник века в экономические изыскания активизируются, но сначала в религиозном контексте, через труды монахов и церковников. В I тыс. н.э. значительный отпечаток на экономические представления наложила христианство. В Европе господствовал католицизм, потому все суждения по значительным вопросам были облечены в религиозно-этическую форму. Все большее распространение стало получать понимание того, что труд должен быть единственным источником средств существования. По учению церкви результатами труда надлежало делиться с неимущими, подавать милостыню.
Экономические проблемы раннесреднего векового общества наиболее полное отражение нашли в источниках относящихся к Франкскому королевству. Так, в “Салической правде” (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чужих ей элементов. Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашла свое отражение в “Капитулярии о виллах” (нач. IXв). В этом документе проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец. Господство натурального хозяйства не исключает наличии товарного производства.
В сер. XII в болонокий монах Грацион составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Канонисты доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские грехи. Занятиями угодными богу, считалось лишь земледелие и ремесло, осуждались ростовщичество и торговля в целях получения барыша.
Главные труды Блаженного Августина - "О граде Божием" и "Исповедь". Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: "град Земной", то есть государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град Божий" - духовная общность, которая основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе".
Экономические воззрения Августина:
а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
в) "справедливая цена" есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.
Экономические идеи канонического права получили систематическое толкование и развитие в учении итальянского монаха Фомы Аквинского (1226-1274), изложенного им в работе “Сумма богословий”:
защищает частную собственность;
отдает предпочтение натуральным формам богатства (золото и серебро – богатство искусственно);
деньги не могут порождать деньги, обосновывает ростовщичество операции проводимых католической церковью;
двойственный подход к определению цены. С одной стороны, справедливой ценой называет, ту цену которая соответствует трудовым затратам, с другой стороны, допускает отступление от этой цены, если она не гарантирует продавцу товара возможность жить согласно своему положению в обществе.
“Справедливая цена” – это не одинаковая, а разная цена на один и тот же товар для различных сословий, позволяющая им жить согласно своему рангу. Т.о. Ф.Аквинский оправдывал и закреплял сословные привилегии средневековья.
Фома Аквинский (Фома Аквинат) - монах-доминиканец. С 1257г. - доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В трактате "О правлении государей" излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.
Экономическая мысль средневекового Востока, представлена учением Ибн-Хальдуном (1332-1406). Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед- арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:
а) осознанному отношению к труду;
б) борьбе с расточительством и жадностью;
в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Он ввел периодизацию развития общества:
дикость;
жизнь в сельской местности;
городская жизнь;
Похожие работы:
- Экономическая мысль Средневековья
После падения Римской империи (476г.) экономическая мысль была в длительном застое и лишь в средник века в экономические изыскания активизируются, но сначала в религиозном контексте, через труды монах...
- Экономическая мысль средневековья
Как уже упоминалось, экономическая мысль средневековья в значительной мере опиралась на труды Аристотеля, в частности на положения, которые получили название "догмы Аристотеля". Это влияние видно и в ...
- Экономическая мысль Древней Руси
Экономическая мысль Древной Руси, не знавшей рабовладельческого строя, возникла в Киевской Руси – могущественном и авторитетном государстве Европы. Договоры князей, грамоты и, прежде всего, все летопи...
- Экономическая мысль Англии и Франции
Экономический романтизм - направление экономической мысли, выражающее интересы мелкой буржуазии.
Причины возникновения:
• промышленный переворот и буржуазная революция, в результате которых происход...
- Блауг М. Экономическая мысль в перспективе
Задача экономической теории, по мнению меркантилистов,
- разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государст...