Экономические воззрения Ф. Хайека
Фридрих Август Хайек (1899-1992) - австрийский экономист, социолог. Родился в Вене. В 1918 году поступил в Венский университет. По окончании университета получил степень доктора права, а спустя два года - степень доктора по экономике.
С 1927 по 1931 год Ф.Хайек является директором Австрийского института экономических исследований. В 1930 году он был приглашен для чтения лекций в Лондонскую школу экономики, где до 1950 года занимал должность профессора экономики и статистики:
Известность Ф.Хайеку принесли его книги "Дорога к рабству" (1944 г.); "Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма".
Ф.Хайек являлся членом Австрийской и Британской академий наук, а в 1974 году удостоился Нобелевской премии за работы по теории экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений.
Ф.Хайек - представитель неолиберального направления экономической мысли, поэтому он являлся сторонником рыночной экономики. Рынок, по его мнению,- спонтанный экономический порядок. Поэтому рынок должен быть неуправляемым со стороны государства для достижения определенных результатов.
Преимущества рыночной экономики:
• использование знаний всех членов общества; распространение знаний является важнейшей функцией рынка;
• осуществление взаимоприспособления планов через цены; предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с действиями других через анализ изменения цен;
• гарантируются производство и реализация продукции с наименьшими издержками.
Уникальность механизма цен заключается в том, что цены выступают одновременно свидетельством определенной значимости товара со стороны покупателя и вознаграждением за усилия со стороны продавца. Цена равновесия отражает компромисс между участниками обмена, но, по мнению ученого, эта функция системы цен действует только в условиях конкуренции.
Оригинальность позиции Хайека при рассмотрении механизма конкуренции состоит в том, что под конкуренцией понималась процедура открытия новых продуктов и технологий, которые без нее остались бы неизвестными.
Экономическая свобода, по Хайеку, - это индивидуальная свобода каждого отдельного человека автономно распоряжаться всеми присущими ему ресурсами, но не ограничивая при этом индивидуальную свободу других людей. В условиях конкуренции экономическая свобода индивидуума ведет к эффективному использованию знаний и к высокому уровню экономического благосостояния общества. Основная гарантия свободы - система частной собственности.
Идеи национальных денежных систем Хайека получили широкое распространение в странах, центральные банки которых сохраняют монополию на эмиссию банкнот. Они состоят в следующем:
• в открытых экономиках иностранные валюты должны свободно обращаться, конкурируя с национальной валютой;
• государственная эмиссия денег должна распространяться лишь на денежную базу, а не на все предложение денег;
• эмиссия денег тесно связана с инфляцией и с несправедливым перераспределением доходов, поэтому Хайек утверждал, что "давать некоторым возможность покупать больше, чем они заработали, путем пре-
доставления им большего объема денег... есть, в сущности, преступление, сравнимое с воровством".
Похожие работы:
- Экономические воззрения Ф. Хайека
Фридрих Август Хайек (1899-1992) - австрийский экономист, социолог. Родился в Вене. В 1918 году поступил в Венский университет. По окончании университета получил степень доктора права, а спустя два го...
- Экономические воззрения А. Пигу
Артур Пигу (18771959) английский экономист, представитель кембриджской школы, ученик и последователь А.Маршалла. Закончил Кембриджский университет и приступил к изучению вопросов рыночного хозяйствов...
- Экономические воззрения последователей Т. Веблена
Основной труд Джона Коммонса (1862-1945) - "Институциональная экономика" (1924г.), в котором обсуждалось влияние на экономическое поведение "коллективных действий". Автор уделял большое внимание изуче...
- Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина
С именем Михаила Александровича Бакунина (1814– 1876) связано зарождение и распространение идей так называемого коллективистского анархизма – одного из распространенных в прошлом и нынешнем столетии д...
- Политико-правовые воззрения славянофилов и западников
На рубеже 30–40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русски...