Равновесие совокупного спроса и предложения
Рынок благ (товаров и услуг) является центральным звеном макроэкономики. Покупателями на рынке благ выступают четыре макроэкономических субъекта:
домашние хозяйства, формирующие потребительский спрос (С);
предприниматели (фирмы), формирующие спрос на инвестиции (I);
государство, осуществляющее государственные закупки товаров и услуг за счет государственных расходов (G);
«заграница» (внешний мир), создающая спрос на чистый экспорт (Хn).
Все четыре макроэкономических субъекта формируют совокупный спрос, имеющий в своем составе следующие компоненты:
AD = C + I + G + Хn.
Каждый из компонентов в меру своих особенностей влияет на величину совокупного спроса (AD) и ее динамику. Наиболее действенными являются первые два:
- потребительский спрос (С), на долю которого приходится более половины конечного совокупного продукта;
- инвестиционный спрос (I), самая изменчивая и подверженная конъюнктурным колебаниям часть совокупных расходов, составляющая около 20 % величины этих расходов.
Два следующих компонента при известных условиях относительно предсказуемы и влиятельны, поэтому в дальнейшем для простоты анализа будет использована упрощенная модель совокупного спроса без этих составляющих, соответствующая модели закрытой экономики.
Совокупный спрос (AD) – это модель, показывающая различные объемы благ, т. е. реальный объем национального производства в денежном выражении, который потребители, фирмы, правительство и внешний мир готовы купить при любом возможном уровне цен. Это синоним совокупных расходов.
Совокупное предложение (AS) – это модель, показывающая уровень реального производства в экономике при каждом возможном уровне цен. Это синоним ВНП (ВВП), совокупного дохода (Y).
AS = ВНП = Y.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке достигается через механизм согласования совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Экономическая система находится в равновесии при условии, что совокупный спрос равен совокупному предложению и равен величине совокупного дохода, т. е.:
AD = C + I + G + Xn = AS =Y.
В мировой экономической науке выделяют два основных направления регулирования национального производства в условиях рынка.
Первое – классическое направление автоматического саморегулирования рыночной системы (представители – Д. Рикардо, А. Маршалл, А. Пигу), в котором приоритетная роль отводится совокупному предложению (AS) и утверждается, что предложение само порождает спрос. В этой модели равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достижимо при равенстве инвестируемых сбережений (S) и кредитуемых инвестиций (I), обусловленном рыночной равновесной процентной ставкой (r).
Второе – кейнсианское направление (Дж. М. Кейнс), исходящее из необходимости государственного регулирования экономики, получило название теории «эффективного совокупного спроса». В основу кейнсианской модели макроэкономического равновесия положено такое взаимодействие спроса и предложения, в котором приоритетная роль отводится совокупному спросу (AD). Смысл регулирования экономики состоит в том, чтобы, манипулируя величиной совокупного спроса (AD), «подогнать» его объем к размеру реально созданного или желаемого валового национального продукта (AS = ВНП = Y) и тем самым обеспечить равновесие. Эта величина совокупного спроса называется эффективным спросом, обусловливающим равновесие на товарном рынке. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить действенный контроль за совокупным спросом. Это приведет к наиболее полному использованию производственных мощностей и обеспечению оптимального уровня занятости в национальной экономике.
Кейнсианская теория перевернула причинно-следственную связь между предложением и спросом, утверждая, что спрос создает собственное предложение, а не наоборот, как гласит классическая теория.
Похожие работы:
- Равновесие совокупного спроса и предложения
Рынок благ (товаров и услуг) является центральным звеном макроэкономики. Покупателями на рынке благ выступают четыре макроэкономических субъекта:
домашние хозяйства, формирующие потребительский спрос...
- Особенности спроса и предложения на сельскохозяйственном рынке
На функционирование системы сельскохозяйственного маркетинга большое влияние оказывают особенности спроса на продовольствие и предложения сельскохозяйственной продукции. Эти особенности обусловлены та...
- Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе по...
- Равновесие в статике и динамике
Допустим, в обществе достигнуто общее равновесие. Попробуем представить, сколь длительное время будет сохраняться равновесное состояние основных параметров? Как известно, экономика находится в постоян...
- Макроэкономическое равновесие в экономике
В самом общем виде равновесие в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изм...