Специфика налогообложения в оффшорных зонах
В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.
Недооценка стимулирующего воздействия реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.
С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных регионов и сфер, сдерживанию безработицы и выполнению государством функций по социальной защите населения при совершенствовании системы налогообложения.
Мировой опыт развития рыночной экономики показывает целесообразность создания в отдельных регионах так называемых оффшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.
В Российской Федерации существует несколько территорий, аналогичных оффшорным и подпадающих под статус «свободная экономическая зона».
Создание свободных экономических зон (СЭЗ) на территории РФ началось в 1990 г. В отсутствие закона о СЭЗ правовой базой их развития послужили Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1990 г. и 13 сентября 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства», Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» от 4 июля 1992 г., а также нормативные акты по каждой отдельной СЭЗ.
В 1990—1991 гг. СЭЗ были учреждены на территории Приморского края («Находка»), в Санкт-Петербурге и Выборге, Сахалинской области. Кемеровской области («Кузбасс»), Новгородской области («Садко»), Еврейской АО («Ева»), Читинской области («Даурия»), Алтайском крае («Алтай»), Калининградской области («Янтарь») и «Технополис Зеленоград».
Всем СЭЗ предоставляются льготные налоговые и таможенные режимы с упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания совместных и иностранных предприятий.
В 1993 г. принято решение о свободных таможенных зонах «Шереметьево», «Московский франко-порт» (Внуково) и «Франко-порт терминал» (на территории Западного речного порта в Москве), в 1994 г. была учреждена зона экономического благоприятствования в Республике Ингушетия, в которой деятельность осуществляет государственная корпорация БИН.
К сожалению, в связи с большой макроэкономической специфичностью российских регионов не разработан механизм, позволяющий четко увязать факторы, в результате которых возникает необходимость создания оффшорных зон, и с четкой методикой их функционирования .
Мировой опыт показывает, что при создании оффшорной зоны основными факторами являются:
1) наличие или отсутствие природных ресурсов;
2) приграничное расположение, определяющее возможность внешнеэкономических связей;
3) принадлежность к зоне повышенного предпринимательского риска (политическая и экономическая нестабильность, возможность военных действий) и др.;
4) недостаток собственных (финансовых возможностей для стабильного поступательного развития региона).
Существует два вида оффшорных зон:
• налоговая гавань, характеризующаяся освобождением от налогообложения доходов иностранного происхождения; т. е. отсутствует налог с дохода, полученного из иностранных источников (Либерия, остров Мэн, Великобритания);
• финансовый центр — создающий благоприятный налоговый климат для ведения инвестиционной деятельности.
Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:
• полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, наследования, продажу, прирост капитала (Багамские острова);
• налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);
• особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);
• зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);
• преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);
• широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);
• отсутствием валютного контроля (Ирландия, Нидерланды и Антильские острова) и свободной конвертируемости местной валюты (Багамские острова);
• конфиденциальностью информации о доходах клиентов (Вануату);
• секретностью банковской информации (Швейцария);
• политической стабильностью (Венгрия);
• возможностью получения вида на жительство (Гибралтар),
В зависимости от методов налогового планирования, используемого предпринимателями в соответствии с особенностями исторического, политического и экономического характера региона, различают и оффшорные зоны.
Похожие работы: