Планирование бюджетных расходов на здравоохранение
Статьи расходов.
1) Заработная плата (ст. 1) занимает особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.
2) Начисления на зарплату (ст. 2) в размере 39—40% направляются во внебюджетные фонды.
3) Административно-хозяйственные расходы (ст. 3) включают широкий перечень затрат по обслуживанию лечебного процесса.
4) Командировочные расходы (ст. 4) определяются в соответствии с действующими нормами.
5) В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных (ст. 9), определяемым умножением норм затрат на количество койко-дней, планируемых в каждом отделении.
6) В таком же порядке осуществляется планирование расходов на приобретение медикаментов и перевязочных средств (ст. 10). С целью контроля за стоимостью медицинских услуг в расчет цен принимаются наиболее дешевые медикаменты.
7) Расходы на приобретение медицинского оборудования и расходы на приобретение мягкого инвентаря (ст. 12 и ст. 14) планируются в пределах выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от профиля отделений.
8) Затраты на капитальный ремонт зданий (ст. 16) медицинских учреждений определяются на основе финансово-сметных расчетов в пределах выделяемых бюджетных ассигнований. Прочие расходы (оплата летных часов санитарной авиации, организация и проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.) планируются на уровне прошлых лет с учетом экономии.
К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания платных медицинских услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования.
Итог сметы — свод затрат по всем статьям расходов.
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один-три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонения по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением.
Важнейшие модели (методы) финансирования медицинских учреждений:
1) цена конкретной медицинской услуги при бюджетно-страховой модели, определяемая на базе сметы расходов;
2) оплата средней стоимости пролеченного больного (в целом по стационару или в среднем по отделению);
3) оплата одного законченного случая лечения на основе клинико-статистических групп или медико-экономических стандартов;
4) среднедушевой норматив финансирования на работающее и неработающее население.
Может применяться и комбинация этих методов. При этом конкретный выбор модели финансирования осуществляется местным органом исполнительной власти.
До 1993 г. в процессе сводного бюджетного планирования расходов на здравоохранение применялись среднегодовые показатели по сети, штатам и контингентам по видам учреждений, средней ставке заработной платы на одну должность, средние расчетные нормы по статьям затрат на текущее содержание.
Сводное планирование основано на анализе предыдущего периода и осуществляется в два этапа:
1) расчеты к проекту бюджета субъекта Федерации, области, края;
2) разработка расчетных показателей по здравоохранению для бюджетов районов, городов областного, краевого подчинения и определение объема расходов для учреждений, состоящих на областном (краевом) бюджете и нижестоящих бюджетов и учреждений.
Расчетные показатели сообщались финансовым отделам районов (городов), анализировались, уточнялись в областных (краевых) финансовых управлениях. С учетом этих корректировок составлялся бюджет города (района) по расходам на здравоохранение. В таком же порядке районные (городские) финансовые отделы разрабатывали расчетные показатели по здравоохранению по бюджетам городов районного подчинения и т. д.
В регионах сейчас действует большое количество форм взаиморасчетов, которые реализуют рассмотренные методы.
• Так, в Москве и Московской области принята схема взаиморасчетов за услуги.
• В Калужской области внедрена модель расценок за пролеченного больного на основании средней стоимости и границ лечения. При этом существует зависимость между конечным результатом лечения и его оплатой.
• Липецкая и Брянская области внедряют модель, в основе которой лежит идея клинико-статистических групп. Стоимость лечения устанавливается по группам заболеваний, в рамках которых определяются одинаковые расценки за лечение.
• Модель, используемая в Костромской области, предусматривает создание механизма заинтересованности интенсификации лечения в повышении валовых показателей обслуживания пациентов, разработку тарифов за медицинские услуги.
Главная проблема состоит не в правильности определения цены конкретного медицинского случая, а в порождении механизмов, которые ориентировали медицинские учреждения на проявление инициатив, полезных для расширения перечня и качества медицинских услуг.
Похожие работы:
- Планирование бюджетных расходов на здравоохранение
Статьи расходов.
1) Заработная плата (ст. 1) занимает особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается в соответствии с Единой ...
- Система бюджетных расходов
Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Более подробно состав бюджетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.
1. В зависимости от экономич...
- Основы планирования бюджетных расходов
Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
• п...
- Социальное значение бюджетных расходов на образование
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Рос...
- Экология, здравоохранение, социальное обеспечение
В связи с резким обострением проблемы охраны окружающей среды, поставившим под угрозу само существование человека, современные конституции подавляющего большинства стран за последние десятилетия стали...