Формы и методы налогового контроля
Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 82 части I Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится посредством:
• налоговых проверок;
• получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
• проверок данных учета и отчетности;
• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
• других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Государственные налоговые инспекции в соответствии со ст. 11 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР»* несут ответственность за полный и своевременный учет налогоплательщиков предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности. С этой целью проводятся проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей.
Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.
1. Камеральные проверки проводятся территориальными органами налоговой службы в отношении всех налогоплательщиков на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями обычно в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
2. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Выездная налоговая проверка, в практике налогового контроля именуемая документальной, проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.
Документальной проверкой считается налоговая проверка с выходом на предприятие и изучением всех документов, относящихся к предмету проверки. Такие проверки проводятся по утвержденному плану работы налоговой инспекции на год. В развитие годового плана проверок разрабатываются квартальные графики по каждому участку работы. Один и тот же налогоплательщик проверяется не чаще одного раза в год. В первую очередь проверкам подвергаются организации, получившие прибыль в значительных размерах, или, наоборот, допустившиe убыточность своей деятельности. Кроме того, проверяются организации и предприниматели, допускающие грубые нарушения налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
Руководитель налоговой инспекции назначает ревизионную группу и устанавливает срок проверки с учетом размеров предприятия, особенностей его деятельности и объема проверяемых объектов. Предельный срок документальной проверки — два месяца, но он может быть продлен в исключительных случаях руководителем налоговой инспекции или его заместителем до трех месяцев.
Перед проверкой разрабатывается программа ее проведения с учетом имеющейся информации о допускаемых нарушениях налогового законодательства, о финансовом состоянии налогоплательщика, материалов прошлых проверок и другой информации. Программа утверждается руководством налоговой инспекции.
По результатам проверки ревизионная группа составляет акт, в котором излагаются все нарушения с классификацией их в соответствии с действующим на момент допущения нарушения законодательством. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. После представления акта руководитель налоговой инспекции определяет меру ответственности налогоплательщика за допущенные нарушения.
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные мотивированные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.
Похожие работы:
- Формы и методы налогового контроля
Формы и методы налогового контроля в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 82 части I Налогового кодекса РФ налоговый контроль проводится посредством:
• налог...
- Формы и виды налогового контроля
Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства ...
- Формы и методы бюджетного контроля
Как было отмечено выше, все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения.
Под формой бюджетного контроля следует понимать конкретное выражение и организацию контро...
- Задачи, формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных обр...
- Формы и методы бюджетно-финансового контроля
Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля:
1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюдже...