Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
От того, как организована система, зависит ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а, следовательно, развиваться. Понять эту систему можно определив характер взаимодействия отдельных ее частей внутри, и системы в целом с окружающим миром по схеме: «организация — внешняя среда»; «подразделение - подразделение»; «индивид - организация».
Способы взаимодействия сторон на этих уровнях характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить насколько эффективно она служит своей главной цели - организации взаимодействия между индивидом и внешней средой. Важное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.
На проектирование организации и выбор организационной структуры влияет ряд факторов:
• сложность и динамизм внешней среды;
• технология работ в организации;
• поведение работника;
• стратегический выбор руководства.
Воздействие каждого из указанных факторов предопределяет конструкцию, которая наилучшим образом будет обслуживать интересы организации.
Ключевыми решениями в отношении проектирования организации являются:
• степень разделения труда;
• тип департаментизации;
• способ координации;
• масштаб управляемости;
• количество уровней управления;
• способ распределения прав и ответственности;
• соотношение централизации и децентрализации в принятии решений.
Эти решения отражают сложное взаимодействие между тем, что определяет организацию и тем, как управляют организацией. Динамизм такого взаимодействия не позволяет менеджерам останавливаться раз и навсегда на каком-то одном типе организации или ее структуры, равно как не существует единственно лучшей организационной структуры: «Все зависит от...». В соответствии с ситуационным подходом, чем больше организационная структура соответствует воздействующим на нее факторам, тем больше она подходит для организации.
Взаимодействие на уровне «организация — внешняя среда» может осуществляться с помощью механистического или органического подходов и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Так для механистического типа организации характерны:
• экстенсивное использование формальных правил и процедур;
• централизованное принятие решений;
• узко определенная ответственность в работе;
• жесткая иерархия власти в организации.
С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность в том, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение.
Многие специалисты считают механистический подход синонимом веберовской бюрократической организации со следующими характеристиками:
• организация действует в соответствии с правилами и процедурами, специально установленными высшим руководством для контроля за поведением работников;
• руководители при принятии решений следуют формальным правилам и процедурам, а не личностным предпочтениям;
• работник подчиняется управленческой должности, а не личности ее занимающей;
• каждый работник узко специализируется в работе, имеет четко очерченные обязанности, необходимые права и власть для принуждения;
• организация построена по строго иерархическому принципу, где каждый нижестоящий уровень находится под контролем и управлением вышестоящего;
• кадры подбираются исходя из профессиональных качеств в рамках системы свободного набора. На должность назначают, а не выбирают;
• продвижение кадров осуществляется по служебной лестнице по принципу старшинства или достижений. Решение о продвижении принимается вышестоящим руководством;
• в организации исключается совмещение в одном лице руководителя и собственника. Руководитель подчиняется тем же правилам дисциплины и контроля, что и все остальные.
Необходимо четко различать то, как должна работать бюрократическая организация и то, как она работает в ряде больших организаций.
Такие свои преимущества как универсальность, предсказуемость и производительность бюрократическая система может реализовать если:
• в организации известны общие цели и задачи;
• работа в организации может делиться на отдельные операции;
• общая цель организации достаточно проста, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования;
• выполнение работы индивидом может достоверно измеряться;
• денежное вознаграждение мотивирует работника;
• власть руководителя признается как законная.
Для органического типа организации свойственны:
• слабое или умеренное использование формальных правил и процедур;
• децентрализация и участие в принятии решений;
• широко определяемая ответственность в работе;
• гибкая структура власти;
• небольшое количество уровней иерархии.
Такой тип организации эффективен в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность в том, когда, где и как выполнить работу) и сложного динамичного внешнего окружения.
Органические организации лучше взаимодействуют с новой ситуацией, быстрее адаптируются к изменениям и, в целом более гибки. Суть органической организации - ее прямая противоположность «идеальной» бюрократии.
Похожие работы:
- Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
От того, как организована система, зависит ее способность адаптироваться к изменениям внешней среды, а, следовательно, развиваться. Понять эту систему можно определив характер взаимодействия отдельных...
- Типы организаций по взаимодействию с человеком
Организации различаются по характеру взаимодействия на уровне «индивид — организация». Основа данного различия — приоритетность той или иной взаимодействующей стороны по ряду важных организационных пе...
- Типы организаций по взаимодействию подразделений
Второй уровень взаимодействия в организации — «подразделение — подразделение» — строится на использовании разных вариантов департаментизации, начиная от простой линейной до сложной матричной. Управлен...
- Анализ внешней среды
Занимаясь стратегическим планированием, предприятию необходимо всегда учитывать влияние внешней среды. Анализ внешней среды дает предприятию время для прогнозирования возможностей, время для составлен...
- Оценка и анализ внешней и внутренней среды
Внутренняя среда организации — это совокупность ситуационных факторов внутри организации: целей, структуры, задач, технологии и людей.
Внешние факторы, действующие на организацию, принято делить на с...