Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
Статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как “право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения”. Таким образом, связывая местное самоуправление с правом органов местного самоуправления на самостоятельную и под свою ответственность деятельность. Хартия указывает прежде всего на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Но вместе с тем в ней установлено, что это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления.
Российское законодательство признает основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вместе с тем Конституция исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Население не может отказаться от своего права на осуществление местного самоуправление, ибо местное самоуправление, его осуществление населением — необходимый элемент конституционной организации власти народа: наличие его в системе публичной власти субъекта Федерации является конституционным требованием. При этом согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. “По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции закона Курской области от 22 марта 1999 года
“0 внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области” само муниципальное образование и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления “возникает на основе Конституции Российской Федерации и закона, а не на основании волеизъявления населения муниципального образования”.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления, развивая конституционные положения, закрепил: “Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления” (ст. 12). Это право может быть реализовано путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление. При этом в соответствии со ст. 61 Закона отсутствие муниципальной собственности на данной территории не может служить основанием для отказа в образовании нового муниципального образования. Порядок образования муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения должен устанавливаться законом субъекта Федерации.
Признаваемое Конституцией РФ и законом право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. К формам его участия в местном самоуправлении относится прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
Похожие работы:
- Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения Статья 3 Европейской Хартии местного самоуправления определяет местное самоуправление как “право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публич...
- Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть созд...
- Самостоятельность решения населением вопросов местного значения В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В этом — суть местного самоуправления. Нормы...
- Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизаци...
- Местное самоуправление в системе народовластия В настоящее время российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правов...