Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций
Спады и подъемы, финансовый крахи возрождение — непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов цикла экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности общества. Предприятие с позиции менеджмента — объект управления, в котором осуществляются технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции. С позиции акционера деятельность предприятия связана прежде всего с движением денег. Для государства предприятие — это микроэкономический потенциал страны. Через домохозяйства реализуются социальные цели общественного производства. Особенно это относится к той части семейного потребления, которая идет на воспитание нового поколения. Общими для предприятий и для домохозяйств является стремление к устойчивому развитию, снижению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здравоохранения, чистой окружающей среде, большему равенству возможностей и свободы личности, более богатой культурной жизни. В этой связи, естественно, возникают вопросы: можно ли предсказать экономическое будущее? как спасти предприятие или домохозяйство от краха? какова при этом роль государства? из чего складывается механизм государственного регулирования? В условиях рыночной экономики главное внимание собственников и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяйства — к более выгодному использованию своего дохода. Однако может оказаться, что не только задача оптимизации не будет выполнена, но и возникнет ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы. Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Причиной разорения домашнего хозяйства может быть отсутствие денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается в том числе и тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или даже менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствием является обострение социальной обстановки. Итак, что же может служить причиной нарушения равновесия хозяйствующего субъекта в условиях рынка? Во-первых, это наличие монополии; во-вторых вмешательство государства; в-третьих, инфляция; в-четвертых, внешние факторы. Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение противоречий внутри прежнего способа регуляции. С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом: кризис как результат «внешнего» шока — под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами; циклический кризис, т.е. фаза устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических и социальных процессах; структурный (большой) кризис — любой случай, когда экономическая и общественная динамика входит в противоречие со способом развития, который придает ей постоянный импульс, т.е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства системы в целом; • кризис системы регуляции — ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказывается не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным; кризис способа производства, характеризующийся обострением противоречий, которые развиваются в недрах наиболее важных институциональных форм — форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.
Известный французский экономист Р. Буайе выделяет четыре типа кризисов: 1) «нарушение характера», 2) «частичное нарушение в системе регуляции», 3) «кризис системы регуляции», 4) «кризис режима ний — это относится как к занятому персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию. Установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Предпринимаемые изменения могут или не привести к цели, или вызвать непрогнозируемые последствия. Поэтому с точки зрения менеджмента важно определить, насколько состоятельными и эффективными окажутся преобразования в логическом и социально-политическом плане; каким образом разрешаются постоянно повторяющиеся конфликты и возникающие неравновесия на микроэкономическом уровне. В макроэкономическом плане предстоит выяснить, определяетли сочетание частичных компромиссов и новых институтов систему регулирования в целом, т.е. всю серию совместимых между собой механизмов распределения капитала, труда, денег, кредитов. Организационно-структурные новшества. Этот аспект находит свое отражение в укреплении административного механизма. Непосредственный контакт населения с государством происходит в том случае, когда населению предоставляются государственные услуги. Для большинства граждан это единственная возможность прямого контакта с государством. Население судит об эффективности политики регулирования кризисных ситуаций, определяя, насколько последствия этой политики отражаются в их повседневной жизни.
Похожие работы:
- Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций Спады и подъемы, финансовый крахи возрождение — непременные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов цикла экономического развития находятся предприятия и домо...
- Виды государственного регулирования кризисных ситуаций Любое вмешательство государства в экономику связано с двумя вопросами: во-первых, почему государство это делает? И, во-вторых, как оно это делает? Ответ на второй вопрос обычно связывают с нормативно-...
- Механизмы регулирования кризисных ситуаций в экономике Взаимодействие экзогенных и эндогенных факторов при объяснении причин цикличности является ключевым моментом в так называемом мультипликационно-акселерационном механизме цикла. Модели мультипликатора ...
- Человеческий фактор кризисных ситуаций Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что основу функционирования и развития социально-экономической системы составляет...
- Роль профсоюзов в предупреждении кризисных ситуаций Работники объединяются в профсоюз для того, чтобы защитить свои права. Профсоюз контактирует с федеральными, региональными и местными органами власти, стремясь решать вопросы трудовых отношений и улуч...