Понятие общих принципов местного самоуправления
Общие принципы местного самоуправления — это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами и обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и муниципальных образований.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
1) они предопределяют единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории Российской федерации;
2) являясь теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
3) они выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;
4) отражая сущностные признаки и черты местного самоуправления, они способствуют сохранению преемственности в развитии / институтов местного самоуправления;
5) служат обеспечению прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, выступая в качестве своеобразной системы федеральных (и международных, учитывая Европейскую Хартию местного самоуправления) гарантий местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления получили правовое закрепление в Европейской Хартии местного самоуправления, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран — членов Совета Европы.
Конституция РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления, основываясь на положениях Хартии, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации.
По определению К.Ф. Шеремета, “общие принципы организации местного самоуправления составляют “правовой каркас” демократической концепции местного самоуправления, основанной на обеспечении равного права граждан на местное самоуправление, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают”. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
Федеральный законодатель не дает конкретного перечня общих принципов организации местного самоуправления: эта задача по сути невыполнимая, ибо любой законодательно установленный перечень был бы неполным, не отражал бы с исчерпывающей полнотой содержание общих принципов местного самоуправления. Вместе с тем можно попытаться выделить в системе общих принципов организации местного самоуправления те из них, которые достаточно определенно формулируются в Конституции РФ, федеральных законах и Европейской Хартии местного самоуправления. Эти принципы характеризует высокая степень обобщенности:
каждый из них, в свою очередь, может быть выражен в виде своеобразной “системы” более конкретных принципов. Так, например, принцип самостоятельности местного самоуправления предполагает реализацию принципов организационной, финансовой, экономической и иных форм самостоятельности местного самоуправления в рамках Конституции РФ и федеральных законов, а принцип организационной самостоятельности, в свою очередь, включает принципы самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления, кадровой самостоятельности и т.д. Необходимо также учитывать, что в системе общих принципов местного самоуправления можно выделить принципы, обусловленные прежде всего спецификой данной формы организации местной публичной власти (принцип организационного обособления местного самоуправления в общей системе публичной власти в государстве и др.), и в то же время можно назвать принципы, имеющие универсальный, общегосударственный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти (принципы соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и др.).
Похожие работы:
- Понятие общих принципов местного самоуправления Общие принципы местного самоуправления — это закрепляемые Конституцией РФ, федеральными законами, обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организа...
- Значение общих принципов, договоров и обычаев К источникам права начинают относить общие принципы права, нормативные договоры и соглашения, а также некоторые обладающие юридической силой обычаи. Признание этих феноменов элементами формирования за...
- Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций Основное содержание рассматриваемого принципа раскрывает ст. 12 Конституции РФ: органы, местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основе данного принципа строятся ...
- Формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и населения. Институт отзыва в системе местного самоуправления Характер и формы взаимоотношений населения и депутата, а также избранного населением должностного лица местного самоуправления определяются Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации мест...
- Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления Вопрос о разграничении полномочий в системе органов местного самоуправления имеет свою историю. В советский период развития нашей государственности, когда органы власти на местах выступали как органы...