Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работы, услуги), которая оплачивается конечным потребителем. В доходной части российского бюджета НДС составляет более 40%, т.е. формирует большую часть бюджета.
НДС — один из наиболее «старых» налогов. В России он был введен в 1991 г. и всегда вызывал множество споров. Хотя прошло более 10 лет с момента его установления, он остается наиболее сложным налогом как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Налог взимается в бюджет методом частичных платежей: на каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог, подлежащий уплате, равен разнице между налогом, взимаемым при продаже, и налогом, принятым к зачету при покупке. Порядок расчета и уплаты НДС регламентируется гл. 21 НК РФ.
Расчет НДС на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Исходные данные для расчета:
себестоимость продукции — 10 000 руб.;
прибыль изготовителя — 50% себестоимости;
снабженческо-сбытовая наценка — 10%;
наценка оптовой базы — 15%;
торговая наценка — 25%;
ставка НДС - 18%. Решение
По условиям задачи движение товара осуществляется от производителя к конечному потребителю — торговому предприятию через снабженческо-сбытовую организацию и оптовую базу.
1. НДС производителя:
(10 000 руб. + 5000 руб.) х 18% : 100% = 2700 руб.
Цена производителя:
10 000 руб. + 5000 руб. + 2700 руб. = 17700 руб., в том числе НДС — 2700 руб.
2. Сумма снабженческо-сбытовой наценки:
(17 700 руб. - 2700 руб.) х 10% : 100% = 1500 руб.
Сумма НДС, начисленная снабженческо-сбытовой организацией:
15 000 руб. + 1500 руб. х 18% : 100% = 3000 руб.
Цена снабженческо-сбытовой организации:
15 000 руб. + 1500 руб. + 3000 руб. = 19 500 руб., в том числе НДС — 3000 руб.
НДС, вносимый в бюджет снабженческо-сбытовой организацией.
3000 руб. - 2700 руб. = 300 руб.
3. Сумма оптовой наценки:
19 500 руб. - 3000 руб. х 15% : 100% = 2500 руб.
Сумма НДС, начисленная оптовой базой:
19 500 руб. - 3000 руб. + 2500 руб. х 18% : 100% = 3400 руб.
Оптовая цена:
19 500 руб. - 3000 руб. + 2500 руб. + 3400 руб. = 22 400 руб., в том числе НДС — 3400 руб.
НДС, вносимый в бюджет оптовой базой:
3400 руб. - 3000 руб. = 400 руб.
4. Сумма торговой наценки:
22 400 руб. - 3400 руб. х 25% : 100% = 4800 руб.
Сумма НДС, начисленная торговым предприятием:
22 400 руб. - 3400 руб. + 4800 руб. х 18% : 100% = 4300 руб.
НДС, вносимый в бюджет торговым предприятием:
4300 руб. - 3400 руб. = 900 руб.
Налогоплательщиков по НДС можно классифицировать, как показано на схеме.
Плательщиков НДС можно разделить на две группы:
1) плательщики внутреннего НДС, взимаемого в связи с деятельностью на территории РФ;
2) плательщики НДС на таможне.
К первой группе относятся организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и реализацию товаров (работ и услуг).
Ко второй группе относятся физические и юридические лица, ввозящие товары на территорию РФ.
Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели:
перешедшие на упрощенную систему налогообложения;
переведенные на уплату единого налога на вмененный доход.
Освобождение от уплаты НДС. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить освобождение от уплаты НДС, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн. руб.
Пример 5.2. Организация продает детские игрушки. Выручка за III квартал 2008 г. составила 1 400 000 руб., а именно:
июль - 480 000 руб.;
август — 360 000 руб.;
сентябрь — 300 000 руб.
Таким образом, выручка за три последовательных календарных месяца равна 9 500 00 руб., что больше 2 000 000 руб. Следовательно, с октября 2008 г. организация может получить освобождение от уплаты НДС.
Однако организации или индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары или подакцизное минеральное сырье, а также ввозящие товары на таможенную границу РФ, воспользоваться таким освобождением не могут.
Для того чтобы получить освобождение от уплаты НДС, налогоплательщик должен подать в налоговый орган по месту своего учета заявление и документы, подтверждающие право на получение освобождения (выписку из бухгалтерского баланса, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур, выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций) не позднее 20-го числа месяца, с которого он претендует на получение освобождения. При соблюдении всех перечисленных требований налогоплательщик приобретает право пользоваться освобождением от уплаты НДС с месяца, в котором было подано заявление.
Похожие работы:
- Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Доба...
- Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
налог на прибы...
- Федеральные законы
Принятие законов, в том числе и тех, которые относятся к банковской системе, регулируется Конституцией Российской Федерации.
Порядок их опубликования и вступления в силу предусмотрен Федеральным зако...
- Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы — это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, орг...
- Другие федеральные внебюджетные фонды
Помимо рассмотренных выше наиболее значимых федеральных внебюджетных фондов существует ряд других— социальных, экономических и научно-технических. К ним, в частности, относятся:
• Федеральный фонд со...