Собрания (сходы) граждан
Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан. Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании, они играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. В дореволюционной России сельский сход являлся органом сельского общества. Он не имел представительного характера и состоял из всех домохозяев. Для правомочности схода требовалось присутствие не менее половины домохозяев или лиц, их замещающих, а также присутствие сельского старосты, который являлся председателем схода.
В советский период в ведении сходов находился довольно и узкий круг вопросов. Так, согласно Положению об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г., в ведение собраний, сходов входило: а) избрание органов общественной самодеятельности; б) выдвижение кандидатов в депутаты поселковых, сельских Советов и возбуждение вопроса об отзыве депутатов этих Советов; в) избрание народных заседателей районных (городских) народных судов и решение вопроса об их отзыве; г) решение вопроса о самообложении сельского населения.
Принятый в 1991 г. Закон РСФСР о местном самоуправлении отнес к компетенции общих собраний (сходов) граждан следующие вопросы: избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления.
Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления был сделан после принятия Положения об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденного Указом Президиума РФ от 26 октября 1993 г. Если раньше такие собрания (сходы) созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами власти в городских и сельских населенных пунктах, то согласно упомянутому Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях, с населением до пяти тысяч человек, могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой местного самоуправления в полной мере осуществлять все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган местного самоуправления не образовывался.
Согласно Закону об общих принципах организации местного самоуправления собрания (сходы) граждан могут созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
В Законе указывается, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан (ст. 15). В этих случаях собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В 534 муниципальных образованиях 15 субъектов Российской Федерации в соответствии с уставами муниципальных образований и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляют собрания (сходы) граждан.
Число избирателей в таких поселениях колеблется от 27 (Санга-Талонский сельсовет Тенькинского района Магаданской области) до 6893 (рабочий поселок Тисуль Тисульского района Кемеровской области). Основную группу — 90,07% от числу муниципальных образований, где полномочия представительных органов местного самоуправления осуществляют собрания (сходы) граждан, — составляют поселения, в которых проживают от 100 до 1200 избирателей.
В соответствии со ст. 39 Закона на собрании (сходе) граждан может быть принято решение о разовом добровольном внесении жителями средств для финансирования решений вопросов местного значения.
Похожие работы:
- Собрания (сходы) граждан Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и являющейся средством их самоорганизации, являются собрания (сходы) граждан. Обеспечивая гражданам возможность с...
- Общие собрания (сходы) граждан Общие собрания муниципального образования — это не всякие публичные собрания в соответствии с конституционным правом свободы собраний. Речь идет о собраниях особого рода: собраниях лиц, пользующихся и...
- Организация приема граждан, рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций Общий порядок организации приема граждан руководством арбитражных судов установлен Регламентом арбитражных судов. В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями с...
- Проведение общего собрания Порядок проведения общего собрания должен обеспечивать разумную равную возможность всем лицам, присутствующим на собрании, высказать свое мнение и задать интересующие их вопросы. Общее собрание акцио...
- Протокол общего собрания Не позднее 15 дней после окончания общего собрания должен быть составлен протокол общего собрания акционеров (в двух экземплярах). В протоколе общего собрания акционеров указываются: - место и время...