Становление, организация и деятельность
Нельзя сказать, что Россия в прошлом не имела никаких традиций демократического местного самоуправления. Достаточно напомнить о земской реформе 1864 г. и городской реформе 1870 г., направленных на создание децентрализованной системы местного самоуправления на основе избрания местным населением земских уездных и губернских собраний и городских управ и дум с широкими полномочиями, не подчинявшихся местной администрации во главе с губернатором, хотя и работавших под ее контролем. Утверждение в стране системы Советов как единых и единственных формально полноправных органов власти прервало развитие местного самоуправления в России. Его возрождение началось в начале 90-х гг. и нашло свое отражение в принятии сперва союзного (1990), а затем и российского (1991) законов о местном самоуправлении. В 1993 г. были приняты два указа Президента РФ, утвердившие «Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Основные положения о выборах в органы местного самоуправления» (октябрь 1993 г.). Важную роль сыграл рассмотренный выше закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ 1995 г.
И тем не менее становление системы местного самоуправления в РФ происходит сегодня достаточно медленно, сложно и противоречиво. С одной стороны, это определяется слабостью исторических традиций демократического местного самоуправления, длительным господством тоталитарного режима, сохраняющимися в обществе преувеличенной верой во всесилие государственной власти и серьезной недооценкой значения и роли самодеятельности граждан, лишь начальным этапом формирования гражданского общества и недостаточностью социально-политической культуры населения и т.д. С другой — это связано с нерешенностью, в том числе и законодательно, многих вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления, практики их функционирования и конкретной практической работы. Это прежде всего относится к вопросам взаимоотношений между региональными органами государственной власти (органами власти субъектов РФ) и органами местного самоуправления, определения, формирования и использования муниципальной собственности, бюджетно-финансовым основам местного самоуправления и др. О серьезных проблемах и трудностях на пути местного самоуправления в РФ говорилось, в частности, в специальном постановлении Государственной Думы «О ходе исполнения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и об обеспечении конституционных прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения» (июль 1996 г.)
Деятельность органов местного самоуправления регулируется на трех уровнях: а) общегосударственном, федеральном — Конституцией РФ и федеральными законами; б) региональном — конституциями, уставами, законами субъектов РФ; в) местном — уставами муниципальных образований. На федеральном уровне определяются общие основы и принципы организации местного самоуправления, осуществляется контроль за их соблюдением, обеспечивается соответствие законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральным законам, а также соблюдение гарантий осуществления обязанностей государства в данной области, предусмотренных Конституцией РФ и законодательством. Федеральная власть определяет законодательным путем порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность и отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами. И по другим вопросам федеральная власть обеспечивает создание единых в масштабах всей страны основ местного самоуправления и гарантий его самостоятельности.
На уровне субъектов РФ решаются более конкретные вопросы. Они: принимают законы о местном самоуправлении на своей территории и контролируют их соблюдение; определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, отношения между бюджетами данного субъекта РФ и местными бюджетами; обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; обеспечивают права граждан на осуществление местного самоуправления; устанавливают порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границы и наименования; вправе регулировать законами особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, принимать законодательство о муниципальной службе.
На уровне муниципальных объединений самостоятельно разрабатывается и принимается представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением устав муниципального образования, который подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Отказ в регистрации может иметь место только на основании его противоречия Конституции РФ и может быть обжалован в судебном порядке. В уставе муниципального образования определяются его границы и состав территории, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, предметы ведения, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов, выборных должностных лиц; виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц; статус и социальные гарантии депутатов; условия и порядок организации муниципальной службы; общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и др.
Похожие работы: