Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
К нормативным правовым актам муниципальных образований относятся, во-первых, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, во-вторых, решения органов и должностных лиц местного самоуправления. Данные акты принимаются по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления — уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления — все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
Следует отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Советы могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Закон об общих принципах организации местного самоуправления исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. В ст. 8 определяется круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.
В соответствии с законом муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан. Большинство уставов приняты представительными органами местного самоуправления — более 66% сходами граждан принято более 8% уставов, на местных референдумах — около 2% (в городах и районах — около 9%). В ряде муниципальных образований уставы приняты на конференциях представителей граждан (что не предусмотрено Федеральным законом).
Органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, в соответствии с Законом Вологодской области от 13 декабря 1995 г. “О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Вологодской области” устав муниципального образования направляется для регистрации в управление Министерства юстиции РФ по Вологодской области органом или должностным лицом, уполномоченным в муниципальном образовании направлять уставы для регистрации. Вместе с заявлением о регистрации и текстом устава в двух экземплярах представляется также заверенная подписью главы муниципального образования либо председателя представительного органа местного самоуправления копия решения представительного органа местного самоуправления или местного референдума о принятии устава. Заявление о регистрации рассматривается органом юстиции в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять решение либо о регистрации устава, либо об отказе в регистрации. При регистрации устава главе муниципального образования или уполномоченному представителю выдается свидетельство о регистрации единого образца. Сведения о регистрации устава вносятся в Государственный реестр уставов муниципальных образований Вологодской области, открытый для всеобщего ознакомления. Изменения и дополнения в уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и регистрация уставов. Отказ в регистрации, равно как и регистрация устава, содержащего положения, противоречащие федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд.
Похожие работы:
- Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований К нормативным правовым актам муниципальных образований относятся, во-первых, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, во-вторых, решения органов и должностных лиц местного самоуправлени...
- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации В соответствии со ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению РФ и ее субъектов. Данное конституционное положение находит к...
- Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою...
- Устав муниципального образования Среди муниципальных правовых актов особое значение принадлежит уставу муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной "муниципальной конституцией", указываются основные положения по орга...
- Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты в системе источников налогового права В правовой системе России, как и любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права обусловлена свойствами Основного З...