Понятие и цели планирования сельского развития
Планирование является составным элементом организации и осуществления любой экономической деятельности. В самом общем виде планирование есть мысли на завтра по поводу ведения конкретной деятельности. Поэтому оно необходимо как отдельному предпринимателю, так и другим звеньям экономической системы – организациям, отраслевым и территориальным образованиям, государству.
Планирование развития позволяет не только четче представить цель того или иного мероприятия, но также облегчить условия ее достижения. Планирование как процесс представляет систему рационального выбора средств, с помощью которых намеченная цель может быть достигнута с наименьшими затратами и в наилучшие сроки. Интуитивное, как альтернатива плановому, ведение экономической деятельности не может обеспечить подобных результатов, во всяком случае в широких масштабах.
Существует достаточно много подходов к пониманию сути и роли планирования в экономическом развитии. Дать точное определение процессу планирования весьма сложно, так как оно заметно отличается в зависимости от многих обстоятельств, например, от иерархического уровня его применения в государстве, от сферы деятельности, в которой оно используется, не говоря уже о зависимости от типа общественных отношений.
Последнее обстоятельство как раз и явилось причиной того, что в мире сложились и используются две диаметрально отличные модели планирования – централизованная и децентрализованная (рыночная).
Централизованная модель планирования экономического развития базируется на жестком (нормативном) формировании ориентиров для всех хозяйствующих субъектов из центра и является основой плановой (социалистической) системы хозяйствования. Она исходит из того, что в условиях монополии государственной собственности и неизбежной при этом централизации ресурсов правильно, то есть в интересах всей системы, их можно распределить и использовать только путем доведения до всех хозяйствующих субъектов конкретных заданий из центра. Естественно, что возможности хозяйственного маневра субъектов в этом случае ограничиваются, а выигрыш возможен за счет достижения сбалансированности во всех звеньях. Сторонники этой модели считают также важным ее достоинством то, что благодаря этому возможно производство тех видов продукции и услуг, которые больше всего необходимы обществу. Что касается ограничений маневра хозяйствующих субъектов, то их можно нивелировать подбором системы доводимых до них показателей. Но в любом случае основой данного подхода остается указание из центра.
В советский период была разработана достаточно логичная (исходя из указанной идеи) и стройная система методов и форм централизованного планирования. Планированием и планами были охвачены практически все звенья и все иерархические уровни экономики. Главной целью планирования было обеспечение сбалансированности и более полного использования ресурсов во всех сферах экономики.
Разрабатывались планы экономического и социального развития страны, союзных республик, областей, административных районов, городов, причем на длительный период – 5, 10, 15 лет. Естественно, аналогичные планы составляли все предприятия и организации, независимо от размеров и ведомственной принадлежности.
Формой территориального планирования на низовом уровне считался план экономического и социального развития административного района. Он составлялся путем сведения плановых показателей по предприятиям и организациям, расположенным на территории района, но подчинявшихся вышестоящим органам, и показателей, разрабатываемых местными органами по подведомственному им хозяйству. Планы включали не только производственную, но и социальную сферы. Фактически это были планы по комплексному развитию местности, оконтуренной границами административных образований. После отказа от централизованного планирования разработка и реализация подобных планов в России больше не ведется, по крайней мере - не является обязательной. Если такая работа и проводится, то исключительно по инициативе местных органов.
Децентрализованная модель планирования экономического развития базируется на посылках того, что хозяйствующие субъекты, равно как и территориальные образования, самостоятельно выбирают ориентиры и способы хозяйствования и не нуждаются в чьих-то указаниях со стороны. Централизованное доведение показателей по производственной деятельности не допускается в принципе, а возможно лишь в отдельных сферах, имеющих общее значение для страны, данной территории, населения, например, по строительству дорог, гидроэнергетических сооружений, образовательных учреждений. При этом главным побуждающим моментом применения планирования считается стремление государственных органов к более эффективному использованию имеющихся на местах, выделяемых из государственного бюджета, а также поступающих из-за границы ресурсов.
Обращает на себя внимание тот факт, что планирование как элемент экономического развития весьма откровенно игнорируется представителями рыночной теории. Большинство классиков рыночной теории его либо не затрагивают, либо рассматривают с позиции демонстрации негативных последствий применения. Это не означает, что тема планирования вовсе не исследуется западными учеными и специалистами. В действительности имеется много исследований, но и здесь заметна определенная закономерность – планирование рассматривается главным образом применительно к экономике развивающихся стран со смешанным типом экономических отношений либо применительно к неким экстремальным ситуациям в экономике развитых стран.
Поскольку Россия переориентировала свою экономическую систему на рыночные отношения, ниже речь будет вестись о подходах к планированию, которые сложились в рыночноориентированной науке и практике.
Применительно к микроуровню планирование чаще всего представляют как процесс нахождения оптимального варианта экономического развития, обеспечивающего максимизацию функции полезности при заданных ограничениях (ресурсах, потребностях и т.д.).
Похожие работы:
- Понятие и цели планирования сельского развития
Планирование является составным элементом организации и осуществления любой экономической деятельности. В самом общем виде планирование есть мысли на завтра по поводу ведения конкретной деятельности. ...
- Факторы сельского развития
К основным факторам, влияющим на сельское развитие, относятся: объем выпуска товаров и услуг (физический и стоимостной), технический уровень производства, наличие ресурсной базы, трудовые ресурсы, кап...
- Основные тенденции развития сельского хозяйства
Впечатляющие успехи в развитии сельскохозяйственного производства, достигнутые во второй половине XX в., были обусловлены действием ряда факторов, непосредственно связанных с высокими достижениями сел...
- Экономический рост и принципы сельского развития
Развитие села и сельской экономики в первую очередь предполагает создание и поддержание благоприятных условий для экономического роста. До середины 70-ых гг. XX века рост сельской экономики ассоции-ро...
- Природные и экономические условия развития сельского хозяйства
Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животноводства. Они дают соответственно 40 и 60% сельскохозяйственной продукции.
Природной основой сельског...