Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.
Понятие “организационные основы местного самоуправления” характеризует: а) структуру органов местного самоуправления;
б) порядок, формы и принципы их деятельности; в) организацию муниципальной службы.
Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы. Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.
В развитии организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить три периода.
Первый период — с 1990—1991 гг. по осень 1993 г., до начала процесса реформирования местного самоуправления — связан с переходом к организации власти на местах на началах самоуправления.
В соответствии с Законом РСФСР о местном самоуправлении местными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах являлись соответствующие Советы народных депутатов. Органами управления названных выше административно-территориальных единиц выступала местная администрация, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции. До 1993 года в Российской Федерации действовало 29 445 органов местной власти.
Местные Советы народных депутатов — представительные органы местного самоуправления — избирались населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Законодательство о выборах устанавливало следующие предельные нормы численного состава местных Советов:
• в районный Совет — до 75 депутатов;
• в городской Совет городов краевого, областного, окружного подчинения — до 200 депутатов;
• в районный в городе Совет — до 100 депутатов;
• в районные в городах Москве и Ленинграде — до 200 депутатов;
• в поселковый, сельский Совет — до 50 депутатов.
В пределах этих норм по предложениям соответствующих Советов или их президиумов число избирательных округов для выборов определялось вышестоящим Советом или его президиумом.
Основной формой работы местного Совета являлась сессия. Сессии местного Совета созывались его председателем, который избирался Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета.
Председатель Совета был подотчетен Совету и мог быть в любое время отозван путем тайного голосования на сессии. Председатель Совета подписывал решения, принимаемые Советом на сессии. Очередные сессии Совета созывались не реже двух раз в год. Законодательство предусматривало возможность созыва и внеочередных сессий.
Похожие работы:
- Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетан...
- Понятие территориальных основ местного самоуправления Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию мес...
- Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-эк...
- Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, другие федеральные за...
- Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления. Это обусловлено рядом причин. 1. На организацию местного самоуправления в Российской Федерац...