Особенности спроса и предложения на сельскохозяйственном рынке
На функционирование системы сельскохозяйственного маркетинга большое влияние оказывают особенности спроса на продовольствие и предложения сельскохозяйственной продукции. Эти особенности обусловлены такими отличительными чертами сельскохозяйственной продукции как:
* Незаменимость. Сельскохозяйственное сырье и продукты питания относятся к незаменимым товарам первой необходимости, что делает сельское хозяйство стратегической отраслью.
* Скоропортящийся характер. Это свойство продовольствия как товара непосредственно влияет на организацию сельскохозяйственного рынка, стратегию маркетинга, ценообразование в краткосрочном периоде. Скоропортящийся характер продукции обусловливает более сильную, чем в других отраслях, зависимость размеров производства и организации рынка от уровня развития технологий транспортировки и хранения продукции.
* Однородность. Хотя по каждому виду сельскохозяйственной продукции существуют различные сорта или породы, отражающие соответствующие параметры качества, сельскохозйственная продукция представляет типичный пример однородной продукции, делимой и стандартизируемой. А эти свойства делают возможной торговлю по образцам и являются важными признаками биржевых товаров.
* Постоянная номенклатура. Набор выращиваемых в сельском хозяйстве культур и продуктов животноводства является постоянным в достаточно долгосрочном периоде. Это означает отсутствие на сельскохозяйственном рынке форм конкуренции и маркетинга, основанных на использовании дифференциации продукции и жизненного цикла товара.
Сырьевой характер отрасли определяет место сельского хозяйства в продовольственной цепочке. Сельское хозяйство экономически и технологически зависит от смежных отраслей. Отдаленность производителей сельскохозяйственного сырья от конечных потребителей готового продовольствия системой посредников не позволяет им оказывать какое-либо воздействие на конечный спрос. Это оказывает влияние на особенности ценообразования и маркетинга на сельскохозяйственном рынке. Спрос, предъявляемый потребителем на продукты питания, называется первичным спросом, а спрос на соответствующий сельскохозяйственный продукт на другом конце продовольственной цепочки - производным спросом, т.е. спросом, производным от конечного потребительского спроса.
Спрос на продовольствие характеризуется следующими особенностями:
* Ограниченность. Границы потребления продуктов питания обусловлены физиологической потребностью людей. Поэтому и индивидуальный, и совокупный национальный спрос на продовольствие ограничены этими рамками. Продовольственная компонента в расходах и отдельной семьи, и нации никогда не может быть заменена другими товарами, однако и расширение ее может носить только относительный характер, обусловленный соотношением цен и доходов. Поэтому насыщенность рынка имеет важное значение для поведения продовольственных фирм. Высокая насыщенность ограничивает расширение рынка продовольствия. Отсюда возникает необходимость в искусственном расширении рынка в виде излишней дифференциации товара. В зарубежной литературе существует даже разграничение терминов. Дифференциация (differentiation) означает объективную потребность в дифференциации товара, а пролиферация (proliferation) – излишнее товарное разнообразие, не обусловленное потребностью покупателей, навязывание новых марок продукта.
Низкая эластичность по цене и по доходу.
Эластичность спроса по доходу определяется как процентное отношение изменения объема спроса к процентному отношению уровня потребительских доходов. Она показывает степень реакции спроса на рост или снижение дохода покупателей. Если эластичность спроса по доходу положительна, говорят о престижных товарах, или товарах высшего качества. Рост дохода потребителя для таких товаров сопровождается ростом относительной доли расходов на них в доходе. К подобным товарам можно отнести высококачественные продукты питания, в том числе экологически чистые. Расходы на питание могут расти не за счет роста спроса на продукцию сельского хозяйства, а за счет роста спроса на продукцию перерабатывающих отраслей, например, продукты в лучшей упаковке, что не приносит дополнительного дохода сельскохозяйственным производителям.
Для большинства потребительских товаров спрос практически неэластичен. Рост физической потребности в них имеет определенные пределы. Увеличение дохода на душу населения приводит к менее пропорциональному росту расходов на продукты питания, поскольку после достижения определенной нормы потребления рост расходов на продукты питания прекращается. На отдельные группы товаров при увеличении доходов расходы сокращаются – эластичность спроса по доходам отрицательна. Эти товары характеризуются как товары низкого качества. К ним можно отнести низкокачественные сорта хлеба, картофель, маргарин, ряд консервированных продуктов.
Ценовая эластичность спроса измеряется как процентное изменение величины спроса к процентному изменению цены. Для подавляющего большинства продуктов питания эластичность спроса по цене отрицательна. Положительная эластичность спроса по цене встречается в отдельных случаях по товарам низшего качества, а также по престижным, модным товарам. В последнем случае рост цен ассоциируется у потребителей с повышением качества продукта. Кроме того, рост цен может восприниматься потребителями как знак дальнейшего еще большего повышения цен с последующим возможным образованием дефицита товара. Тогда вследствие возникновения ажиотажного спроса ценовая эластичность также будет положительной, но это явление краткосрочного порядка.
Ценовая эластичность продовольственного спроса зависит от:
• наличия у данного продукта товаров - заменителей. Очевидно, что спрос на продовольствие в целом, вследствие наличия незначительного числа заменителей, характеризуется сравнительно низкой эластичностью. В то же время спрос на отдельные группы продуктов (мясные, молочные, кондитерские) является более эластичным, а спрос на товары в подгруппах и спрос на отдельные товарные марки еще более эластичен по цене.
Похожие работы:
- Особенности спроса и предложения на сельскохозяйственном рынке
На функционирование системы сельскохозяйственного маркетинга большое влияние оказывают особенности спроса на продовольствие и предложения сельскохозяйственной продукции. Эти особенности обусловлены та...
- Эластичность спроса и предложения на рынке товаров. Потребительское поведение
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе по...
- Равновесие совокупного спроса и предложения
Рынок благ (товаров и услуг) является центральным звеном макроэкономики. Покупателями на рынке благ выступают четыре макроэкономических субъекта:
домашние хозяйства, формирующие потребительский спрос...
- Особенности обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
Валютная выручка, поступившая по сделкам на транзитные валютные счета посредников в пользу резидентов, являющихся комитентами, принципалами или доверителями на основании договоров комиссии, агентских ...
- Членство в сельскохозяйственном кооперативе
В кооперативах существует понятие членства (в отличие от участия в хозяйственных обществах и товариществах). В производственных кооперативах членство включает и трудовые отношения, поэтому трудовой до...