Состав и функции системы сельскохозяйственного маркетинга
Система сельскохозяйственного маркетинга включает отрасли и виды деятельности, опосредующие движение продукта от поля до потребителя. По составу эта система весьма многообразна. По видам деятельности она включает закупку, хранение, транспортировку, переработку и распределение продовольственной продукции. По институциональному составу она включает: торговых посредников (оптовые и розничные торговцы); посредников-агентов (брокеры и комиссионеры); посредников-спекулянтов; организации, содействую-щие маркетингу (торговые товарные биржи, ассоциации, информационные агентства и т.д.); перерабатывающие предприятия.
По отраслевому составу система маркетинга включает совокупность продовольственных подкомплексрв (например, зерновой, молочный, мясной, овощной и т.д.), включающих производственные и инфраструктурные звенья, обеспечивающие трансформацию и продвижение к конечному потребителю соответствующего продукта.
Особенностью маркетинговой системы продовольственного комплекса является то, что на входе в нее поступает продукция, во-первых, скоропортящаяся, требующая особых условий хранения и транспортировки. Во-вторых, по времени эта продукция поступает неравномерно, по сезонам производства. В-третьих, в территориальном плане поступление продукции также неравномерно, в соответствии с зональной специализацией сельского хозяйства. На выходе же требуется максимально равномерное бесперебойное обеспечение потребителей как во временном плане – в течение года, так и по территории страны.
Особенностью данной сферы является также то, что и на входе, и на выходе дейст-вует огромное количество независимых субъектов. На входе это фермеры, обособленные друг от друга в процессе производства, а на выходе – потребители продовольствия, обо-собленные в его покупке и потреблении. Маркетинговая сфера агробизнеса выполняет, таким образом, сложные координационные функции, преобразуя неравномерный поток скоропортящейся продукции в бесперебойное продовольственное снабжение, связывая через звенья продовольственных цепочек производителей и потребителей.
Как показано на схеме, возможны различные варианты движения продукта от поля до потребителя: от прохождения продукта по всем звеньям продоволь-ственной цепочки до двузвенной модели фермер – потребитель. Именно последняя модель характерна для сельского маркетинга. Все остальные модели предполагают включе-ние институтов маркетинговой системы.
Роль маркетинговой системы в продовольственном комплексе чрезвычайно велика и продолжает возрастать по мере появления продовольственных продуктов более высокой степени переработки и разнообразных форм продовольственного сервиса. А это значит, что возрастает доля расходов на маркетинговые звенья продовольственной цепочки в конечной (розничной) цене продуктов питания. Соответственно, снижается доля, приходящаяся на сельскохозяйственного производителя. Разница между ценой, которую получает фермер, и ценой, которую платит потребитель за конечный продукт, составляет маркетинговые из-держки, или рыночную маржу.
Похожие работы:
- Состав и функции системы сельскохозяйственного маркетинга
Система сельскохозяйственного маркетинга включает отрасли и виды деятельности, опосредующие движение продукта от поля до потребителя. По составу эта система весьма многообразна. По видам деятельности ...
- Введение системы интерактивного маркетинга
Главная задача подобной системы - обеспечить прямую коммуникацию с имеющимися или перспективными клиентами и следить за их поведенческой реакцией. Ее создание требует совершенствования базы маркетинго...
- Функции денег, состав и особенности
Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают возможности и особенности их использования, а также в роли денег, состоящей в достижении с их помощью определенных результатов.
Функциям д...
- Фонды сельскохозяйственного кооператива
Имущество, находящееся в собственности кооператива, состоит из паевого фонда и неделимых фондов.
Неделимыми фонды называются потому, что они не делятся на паи членов кооператива; при выходе из коопер...
- Порядок образования сельскохозяйственного кооператива
Граждане и юридические лица, решившие создать сельскохозяйственный кооператив, прежде всего формируют организационный комитет, который готовит проект производственно-экономической деятельности коопера...