Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
К городским поселениям в Российской Федерации согласно Градостроительному кодексу РФ относятся города и поселки (ст. 5).
На организацию местного самоуправления в городских поселениях оказывает влияние ряд факторов: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.
В зависимости от численности городские поселения подразделяются на:
1) сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);
2) крупнейшие города (численность населения от 1 до 3 млн человек);
3) крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);
4) большие города (численность населения от 100 до 250 тыс. человек);
5) средние города (численность населения от 50 до 100 тыс. человек);
6) малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек).
При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
В соответствии с Конституцией РФ (устанавливающей в ст. 131, что местное самоуправление осуществляется в городских поселениях) Законом об общих принципах организации местного самоуправления возможны следующие варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.
1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования. В этом случае оно имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления (городская дума, городской совет или представительный орган с иным названием), выборные должностные лица местного самоуправления. Население городского поселения самостоятельно решает вопросы о разработке и принятии устава городского муниципального образования, об утверждении структуры органов местного самоуправления и др. По данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации статус муниципального образования имеют 610 городов и 216 поселков городского типа.
При этом городское муниципальное образование может находиться в границах территории другого муниципального образования (например, районного муниципального образования). В этом случае возникает вопрос о разграничении предметов ведения, других вопросов местного значения между городским и другим муниципальным образованием, в границах территории которого находится городское муниципальное образование.
В соответствии со ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления данные вопросы (разграничение предметов ведения муниципальных образований, объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов) регламентируются законом субъекта Федерации.
Городское муниципальное образование, имеющее статус муниципального образования, может подразделяться на городские районы (иные административно-территориальные единицы).
Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью населения.
Наличие в городском муниципальном образовании районного деления порождает проблему организации власти в городских районах. Возможны два варианта ее решения:
1) на территории городских районов создаются внутригородские муниципальные образования, имеющие свою собственность, свой бюджет, свои выборные органы. Это, естественно, требует решения вопросов, связанных с разграничением компетенции городских органов местного самоуправления и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований. Все они должны решаться уставом города, который определяет разграничение предметов ведения, объектов муниципальной собственности, источников доходов.
В соответствии с уставом города представительным органом местного самоуправления решаются не только эти вопросы, но и связанные с объединением, преобразованием или упразднением внутригородских муниципальных образований, установлением или изменением их территории. Но при этом должно учитываться мнение населения данной территории;
2) если уставом города не предусмотрены внутригородские муниципальные образования в городских районах, в последних могут создаваться структурные подразделения городской администрации с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета. Порядок формирования таких структурных подразделений определяется уставом города.
Похожие работы:
- Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях К городским поселениям в Российской Федерации согласно Градостроительному кодексу РФ относятся города и поселки (ст. 5). На организацию местного самоуправления в городских поселениях оказывает влияни...
- Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях К сельским поселениям относятся: села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др. Поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения ...
- Особенности организации местного самоуправления В Российской Федерации существуют территории, на которых организация местного самоуправления требует особых условий. Обусловлено это может быть спецификой социальной, коммунальной или иной инфраструкт...
- Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде) Конституция РФ гарантирует осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131). Закон об общих принци...
- Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Свои особенности присущи организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Будучи субъектами Федерации, они имеют собственную структуру органов государств...