Виды рынка труда
Рынок труда— сложное многоплановое явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и 52 психологические отношения и факторы. Все отношения и элементы рыночного механизма в разных странах развивались неодинаковыми темпами и в зависимости от исторических условий становления капиталистического товарного производства находятся в различном сочетании. Эти различия привели к формированию разных видов и моделей рынка труда.
То или иное их сочетание можно выявить по характеру территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы, по предпочтениям в выборе форм, объема и сроков инвестиций в образование, профессиональную подготовку. В зависимости от того, какой вид мобильности преобладает — межфирменный (территориальный) или внутрифирменный (горизонтальный и вертикальный) — можно выделить два основных вида общенационального рынка труда. Они находятся в различном соотношении не только в разных странах, но и в каждой отдельно взятой стране.
Первый вид— рынок труда, ориентированный на территориальное движение рабочей силы, т.е. на заполнение рабочих мест путем перемещения работников между фирмами (предприятиями). Фирмы на таком рынке труда комплектуются персоналом со стороны, выбирая уже подготовленных вне предприятия работников нужной профессии и квалификации. Основная форма подготовки персонала на предприятии — ученичество. Такой рынок условно может быть назван внешним. Наиболее четко описанные выше черты присущи преобладающему виду рынка труда в США. Поэтому он получил название модель рынка труда США. Аналогичный вид рынка труда преобладает в Англии и других англоязычных странах.
Второй вид— рынок труда, сориентированный на внутрифирменное движение работников. Подготовка кадров, формирование структуры по профессиям и квалификации, перемещение работников по горизонтали (по рабочим местам в рамках участка, цеха и т.д.) и по вертикали (по иерархической лестнице — начальник участка, начальник цеха и т.д.) происходит внутри фирмы в соответствии со структурой рабочих мест, перспективой развития предприятия. Такой вид рынка труда, условно называемый внутренним, наиболее характерен для Японии. Поэтому его назвали японской моделью рынка труда. К этой модели близка модель рынка труда во Франции. Данный вид рынка решает две задачи: 1) обеспечение процесса передачи специфических знаний и внутрифирменного опыта от старых работников к новым; 2) предотвращение утечки накопленных знаний и опыта за пределы фирмы.
Специфика рынка труда в Швеции заключается в активном воздействии государства на его функционирование. Более подробно данные модели рассматриваются ниже.
Похожие работы:
- Виды рынка труда Рынок труда— сложное многоплановое явление, включающее в себя экономические, юридические, социальные и 52 психологические отношения и факторы. Все отношения и элементы рыночного механизма в разн...
- Регулирование рынка труда Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижение трех основных целей: • стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения...
- Структура рынка труда В зависимости от целей анализа структура рынка труда определяется разными признаками. В данном параграфе рынок труда рассматривается исходя из критерия минимума числа компонентов, необходимых для возн...
- Модели рынка труда Американская модель (модель США). В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния экономики, недопущения ее высокой централизации, поощряется активная роль предпринимателей, ...
- Гибкость рынка труда Современный этап научно-технического прогресса, связанный с опережающим развитием профессиональных знаний работников и компьютерных, информационных технологий, вызывает серьезные изменения в экономике...