Определение сущности ценных бумаг - одна из наиболее сложных проблем современной российской цивилистической доктрины. Рассмотрение ее не представляло бы большой практической ценности, если бы оно не выходило за рамки собственно доктрины гражданского права. Правильное установление основополагающих понятий в данной сфере имеет принципиальное значение для текущей законотворческой деятельности.
Наиболее актуальной является проблема установления документарной или бездокументарной концепции понимания ценных бумаг. Развитие правовой мысли в этой сфере в настоящее время дошло до уровня, при котором ставятся под сомнение основополагающие признаки ценной бумаги, ранее признававшиеся очевидными . От определения в качестве главенствующей документарной или бездокументарной концепции понимания ценных бумаг зависит, продолжит ли развитие традиционная, классическая теория права ценных бумаг или на смену ей придет совершенно новое учение.
В сравнительно - правовом плане различаются два принципиально отличных подхода к природе ценной бумаги: от понимания ее как права (совокупности прав) до понятия ценной бумаги как объекта прав (вещи или иного движимого имущества) . Концептуальной идеей для Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) является закрепление ценных бумаг как вещей, что становится ясным при лексическом толковании ст. 128 Кодекса. Вместе с тем, тенденция дематериализации ценных бумаг вошла в столкновение с признанием ценной бумаги как вещи sui generis. Это привело к развитию ряда принципиально отличных друг от друга теорий. Точки зрения, высказанные на сей счет, можно условно подразделить на две диаметрально противоположные группы - на документарную и бездокументарную концепцию понимания ценной бумаги .
Представители документарной концепции, исходя исключительно или преимущественно из норм ГК РФ (ценная бумага есть вещь - ст. 128 и ценная бумага есть документ - п. 1 ст. 142 ГК РФ), приходят к категорическому заключению, что документированная ценная бумага есть вещь, относящаяся к движимым вещам. В то же время ценные бумаги в бездокументарной форме ни что иное как способ фиксации прав, к ним применимы лишь категории обязательственного права, а потому они не могут признаваться вещами в отечественном гражданском праве . Характерный признак подобного правопонимания - оценочный элемент, негативное отношение к "так называемым бездокументарным ценным бумагам": от отдельных сдержанных выпадов до полного неприятия таких бумаг .
Особую позицию занимает Е.А. Крашенинников, который приходит к отрицанию бездокументарных ценных бумаг преимущественно по доктринальным соображениям, выработанным германскими специалистами в области торгового права еще в конце XIX в., практически без ссылок на позитивное право или фактический правопорядок.
Однако, говоря о способе фиксации прав, сторонники документарной концепции не вводят содержательного элемента, не дают предметного основания для разграничения документарных и бездокументарных ценных бумаг, поскольку первые в известном смысле есть также способ фиксации прав . Приверженцы этой концепции переносят из позитивного права (ГК РФ) дуализм в определении сущности ценной бумаги в цивилистическую доктрину. Это заключается в признании ценными бумагами лишь документарных ценных бумаг, к которым применимо их традиционное понимание, а бездокументарные ценные бумаги фактически выводятся за рамки подобного института.
В литературе высказывалось мнение, согласно которому в Российской Федерации в теории и позитивном праве (законодательстве) возобладала документарная концепция ценных бумаг . Но подобное утверждение верно лишь отчасти и не отражает системно сложившийся правопорядок. Действительно, ГК РФ, закрепляя в п. 1 ст. 142 определение ценной бумаги, указывает, что ценная бумага представляет собой документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. При этом п. 1 ст. 149 ГК РФ лишь допускает возможность фиксации прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в специальном реестре, в том числе в бездокументарной форме.
Исходя из лексического анализа определения ценной бумаги, закрепленного в ст. 2 Закона, можно заключить, что этот законодательный акт вне зависимости от формы выпуска понимает ценную бумагу как объект прав, а не право или совокупность прав, поскольку ценная бумага лишь закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав . Закон избегает определения, какая разновидность прав может устанавливаться в отношении ценных бумаг. Такие права определены в ГК РФ, который, исходя из смысла ст. 128, квалифицирует их как вещные. Именно здесь заложено основание для дискуссии и противостояния сторонников документарной и бездокументарной концепции понимания ценной бумаги. Не вдаваясь в дальнейшее ее развитие, следует признать, что в российском праве ценные бумаги, в том числе и бездокументарные, являются вещами. Из правового тупика, в который введена российская юриспруденция ст. 128 ГК РФ о том, что ценные бумаги относятся к вещам, можно легко выйти, переформулировав эту статью таким образом, чтобы ценные бумаги были отнесены к разновидности имущества.
Зачастую «…представители документарной концепции отрицают вещный характер прав на бездокументарные ценные бумаги ссылкой на неприменимость вещных средств правовой защиты, главным образом виндикационного иска, при нарушении прав владельца ценной бумаги» . Однако виндикационный иск берет свое начало в архаичном праве, а институт ценных бумаг является сравнительно новым явлением. Поэтому виндикация вряд ли применима к вновь возникающим объектам. Кроме того, виндикация ценных бумаг на предъявителя у добросовестного приобретателя прямо запрещена (п. 3 ст. 302 ГК РФ), а виндицировать ордерную или именную ценную бумагу у лица, если не учинена передаточная надпись или не совершен трансферт в установленном порядке, просто бессмысленно.
Вещный характер права на документарную ценную бумагу не вызывает возражений, однако в отношении бездокументарных ценных бумаг представители документарной концепции говорят лишь о правах обязательственного характера . При этом игнорируется, что обязательственные права есть отношения собственности в динамике, а не в статике. Кроме того, несмотря на указание ст. 128 ГК РФ (ценные бумаги вне зависимости от формы есть вещи), сторонники этой концепции отрицают саму возможность установления вещных прав на права.
Ранее, в огосударствленной экономике, оборот ценных бумаг по необходимости был чрезвычайно обеднен и представлен в основном государственными ценными бумагами - облигациями, предъявительскими сберкнижками и аккредитивами гострудсберкасс, выигравшими лотерейными билетами, а в расчетах между юридическими лицами мог использоваться расчетный чек . С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг возрос, стал формироваться их рынок. Однако главное внимание при этом было уделено так называемым. "инвестиционным" ценным бумагам - акциям и облигациям частных коммерческих структур. Кризис бюджета и денежного обращения заставил использовать некоторые новые виды государственных ценных бумаг (например, казначейские обязательства) и традиционные векселя. Между тем количество разновидностей ценных бумаг в развитом обороте достигает многих десятков.
В имущественном обороте имеется много разновидностей ценных бумаг весьма специфического назначения . Так, в удостоверение приема груза в договоре морской перевозки перевозчик составляет и выдает грузоотправителю коносамент, являющийся ценной бумагой и существующий в целом ряде разновидностей. Ценными бумагами могут быть варранты - свидетельства о наличии определенной партии товара на складе у профессионального хранителя, которые выполняют также роль товарораспорядительного документа, закладные, оформляющие ипотеку (залог недвижимости), и т. д. Такое многообразие, ценных бумаг свидетельствует о невозможности и нецелесообразности охватить их правовой режим каким-либо одним законом. Поэтому Гражданский Кодекс прямо говорит о законах о ценных бумагах, вовсе не сводящихся к закону о регламентации статуса и обращения акций и облигаций .
Новые законодательные акты о ценных бумагах тоже должны соответствовать правилам Гражданского Кодекса, в том числе его главе 7, поскольку об этом прямо говорит правило п. 2 ст. 3 Гражданского Кодекса. При наличии расхождений между ними и отсутствии изменений в тексте Гражданского Кодекса подлежат применению его нормы согласно его прямым указаниям. Тем самым Кодекс поставил достаточно четкие рамки правотворчества в этой сфере.
В п. 1 ст. 142 Гражданского Кодекса содержится определение ценной бумаги как строго формального документа, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. Из этого следует, что ценная бумага представляет собой, во-первых, документ, удостоверяющий определенное имущественное право (требования уплаты определенной денежной суммы, передачи определенного имущества и т. д.). В нем содержится информация о субъекте этого права и об обязанном лице. Во-вторых, речь идет именно о документе, то есть официальной записи, выполненной на бумажном носителе и имеющей строго определенную форму и обязательные реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов или нарушение указанной формы влечет ничтожность бумаги (п. 2 ст. 144). В-третьих, этот документ неразрывно связан с воплощенным в нем имущественным правом, ибо реализовать это право или передать его другому лицу можно только путем соответствующего использования самого этого документа. Иначе говоря, использование такого документа либо его передача равносильны использованию или передаче выраженного им права.
В силу абз. 1 п. 2 ст. 147 ГК недопустим отказ от исполнения по ценной бумаге со ссылкой на отсутствие основания, по которому она выдана, либо на его недействительность (например, на безденежность займа, в удостоверение которого выдана ценная бумага, на признание недействительным договора об отчуждении имущества, являющегося предметом исполнения по ценной бумаге, и т. п.). Следовательно, обязанное лицо должно произвести исполнение по ценной бумаге, удостоверившись лишь в наличии в ней необходимых реквизитов, а ее владелец может не проверять основания, по которым она выдана, вполне доверившись ее формальным признакам. Такое свойство ценной бумаги называется публичной достоверностью.
Виды имущественных прав, которые могут удостоверяться ценными бумагами, как и их обязательные реквизиты и требования к форме, определяются только законом либо в установленном им порядке (п. 1 ст. 144 ГК). Следовательно, не любые виды гражданских прав могут удостоверяться ценными бумагами или облекаться в их форму - для этого требуется указание закона, а не воля сторон.
Лишь в отдельных случаях, прямо предусмотренных законом, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (п. 2 ст. 142 Гражданского Кодекса), а не предъявления и использования самой ценной бумаги. Речь при этом идет главным образом об именных акциях акционерных обществ (которые зачастую в этих случаях и не выпускались в обычной бумажной форме). Здесь акционеру для доказательства своих прав или их передачи достаточно предъявить и использовать выписку из реестра акционерного общества, который хотя и ведется в строго установленном порядке, но не представляет собой ценную бумагу (как, впрочем, и выписка из него). Иное дело - сертификат акций, то есть свидетельство об их принадлежности конкретному акционеру, которое при определенных законодательством условиях само является ценной бумагой. В отсутствие специальных законодательных актов по этому вопросу сохраняют силу ранее изданные подзаконные акты, прежде всего упомянутое Положение об акционерных обществах.
В первой части нового Гражданского кодекса РФ (статья 142) дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении . Данное юридическое определение отражает экономические отношения, поэтому рассмотрим понятие ценной бумаги с экономической точки зрения.
Как известно из экономической теории, весь товарный мир делится на две группы: собственно товары (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами и капиталом, т.е. деньгами, которые приносят новые деньги. Всегда имеется потребность в передаче денег от одного лица (юридического или физического) к другому. Практика рынка выработала два основных способа указанной передачи денег - через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг. Например, нужен товар и надо заплатить за него, а денег по какой-либо причине нет (нет наличных денег, нет денег на счете). Или, наоборот, нужны деньги для производства товара, но сам товар будет произведен спустя какое-то время. И на товарном рынке существуют ситуации, когда необходимо осуществить передачу товара при отсутствии его самого, например когда товар находится в пути, или он еще не произведен, или его нет в момент заключения сделки (находится на складе). Итак, в условиях рынка его участники вступают между собой в многочисленные отношения, в том числе по поводу передачи денег и товаров. Эти отношения определенным образом фиксируются, оформляются, закрепляются.
В этом смысле ценная бумага - это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая сама является объектом этих отношений . То есть заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен на деньги или на товар.
Но ценная бумага - это не деньги и не материальный товар. Ее ценность состоит в тех правах, которые она дает своему владельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на ценную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар. Поскольку и деньги, и товар в современных условиях суть разные формы существования капитала, то экономическое определение ценной бумаги можно выразить следующим образом.
Ценная бумага - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход .
Понятие ценной бумаги многогранно, поскольку сами экономические отношения, которые выражаются ею, очень сложны, плюс они постоянно видоизменяются и развиваются, что находит свое выражение во все новых формах существования ценных бумаг.
Ценная бумага - это особый товар, который обращается на особом, своем собственном рынке - рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т.е. не является ни физическим товаром, ни услугой.
Практический подход к определению ценной бумаги может состоять в следующем. Если невозможно дать строго научное, а затем и юридическое определение, если невозможно сформулировать понятие ценной бумаги на все случаи жизни, то эту трудность можно обойти путем перечисления признанных государством конкретных видов ценных бумаг, которые имеются в практике. Например, в Гражданском кодексе Российской Федерации или других законах, относящихся к рынку ценных бумаг, определенные виды бумаг фиксируются именно как ценные бумаги. С другой стороны, все, что объявлено как ценная бумага, подпадает под законодательные акты, регулирующие ее жизнь от момента выпуска до окончания срока обращения.
Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций :
• перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т.п.;
• предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т.п.;
• обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и др.
|