Наследственная трансмиссия, или переход права на принятие на-следства (п. 1 ст. 1156 ГК РФ), происходит в случае, если наследник, который был призван к наследованию по завещанию или по закону, умер после открытия наследства, не успев его принять в установленный в ст. 1154 ГК РФ срок . Право на принятие наследства представляет собой особое субъективное право, которое не входит в состав наследственной массы, открывающейся после смерти не принявшего наследство наследника. Поэтому осуществление этого права не является принятием наследства, а его неосуществление, соответственно, не является непринятием наследства. Для определения времени открытия наследства имеет значение только день, а не час смерти наследодателя . По сложившейся судебной практике, основанной на законе, в случае смерти супругов или других наследодателей, связанных между собой родственными отношениями, в один и тот же день они не наследуют друг после друга. Наследство открывается после смерти каждого из них, т.е. раздельно. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 5 ноября 1998 г. об отмене решения в порядке надзора обратила внимание на то, что З. и его сын в результате автотранс-портного происшествия умерли в один день, наследство открылось после каждого из них самостоятельно, течение срока для принятия наследства началось на следующий день после их смерти, поэтому независимо от часа смерти они не могли наследовать друг после друга.
Решение вопроса о том, к кому переходит право на принятие наследства, зависит от содержания завещания, если таковое имеется. По общему правилу право умершего наследника на принятие причитавшегося ему наследства переходит к его наследникам по закону. Однако в случае, если не успевший принять наследство наследник завещал все принадлежавшее ему имущество, право на принятие наследства после первичного наследодателя переходит к его наследникам по завещанию. Следует иметь в виду, что право умершего наследника на принятие обязательной доли в порядке наследственной трансмиссии не переходит и прекращается с его смертью (п. 3 ст. 1156 ГК РФ).
Применяя правила п.2 ст.1156 ГК РФ, нужно обратить внимание на следующее:
а) право на принятие причитающейся наследнику доли (наследственная трансмиссия) может быть осуществлено его наследниками:
- в пределах 6 месяцев со дня открытия наследства (т.е. смерти первого наследодателя);
- в пределах оставшейся части этого 6-месячного срока. Если оставшаяся часть срока менее трех месяцев, то она удлиняется до трех месяцев;
б) если наследники умершего наследника пропустят указанный срок, то он может быть продлен судом или с согласия других наследников в порядке, предусмотренном в ст.1155 ГК РФ;
в) наследник при наследственной трансмиссии может:
- отказаться от права на принятие причитающейся ему доли наследства;
- не принять упомянутое право. И при отказе от этого права, и при его непринятии имущество, которое причиталось умершему наследнику, переходит к другим наследникам первого наследодателя.
Не противоречит ли одно положение п.1 ст.1156 ГК РФ (о том, что право на принятие причитавшегося умершему наследнику наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано к его (т.е. умершего наследника) наследникам по завещанию) другому положению того же пункта (о том, что право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника)? И к какому наследодателю («первоначальному» или «умершему наследнику») относятся слова «а если все наследственное имущество было завещано к его наследникам по завещанию»? Отвечая на этот вопрос, нужно отметить следующее:
а) можно истолковать п.1 ст.1156 ГК РФ так, что если умерший наследник завещал все свое имущество, то к его наследникам по завещанию переходит и «право на принятие наследства», а если такого завещания нет, то упомянутое «право» наследуется по закону. Однако этому выводу будет противоречить положение п.1 ст.1156 ГК РФ о том, что упомянутое «право» не входит в состав наследства, открывшегося после смерти умершего наследника (а значит, и завещать это право невозможно);
б) можно понять п.1 ст.1156 ГК РФ и так, что речь идет исключительно о первоначальном наследодателе и о его праве завещать все свое имущество. В этом случае словосочетание «к его наследникам по завещанию» означает, что право принятия наследства переходит к другим наследникам «первоначального» завещателя, но тогда это не наследственная трансмиссия;
в) противоречие между указанными в вопросе положениями п.1 ст.1156 ГК РФ очевидное. Видимо, законодателю следует уточнить свою волю (более развернуто и четко ее изложив), а Верховному Суду РФ определить свою позицию: в настоящей редакции п.1 ст.1156 ГК РФ крайне трудно понять однозначно, а это, безусловно, повлечет многочисленные ошибки;
г) учитывая, что п.3 ст.1156 ГК РФ не допускает наследственной транс-миссии права на обязательную долю, как наследуется это право? Систематическое толкование ст.1141, 1149 ГК РФ и ст.1156 показывает, что оно переходит к другим наследникам по закону или по завещанию.
При предъявлении иска о праве на наследственное имущество заявитель обязан сослаться на обстоятельства, с бесспорностью свидетельствующие о том, что он относится к лицам, имеющим право на наследство по закону или по завещанию . При отсутствии в исковом заявлении подобной ссылки оно на основании ст. 130 ГПК оставляется без движения и заявителю предоставляется срок для исправления недостатка. В случае невыполнения заявителем этого требования заявление считается неподанным и ему возвращается.
Перечень процессуальных действий, совершаемых в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, предусмотрен ст. 142 ГПК РФ. Этот перечень не исчерпывающий.
Если предъявлен иск о признании завещания недействительным по мотиву, что наследодатель вследствие психического расстройства не мог понимать значения своих действий, судья назначает посмертную судебно - психиатрическую экспертизу (п. 7 ст. 142 ГПК РФ). С целью проведения экспертизы истребуются история болезни умершего, его амбулаторная карта и т.п. Если экспертиза не была проведена в процессе подготовки дела, она назначается в судебном заседании.
При разбирательстве дела подлежат исследованию факты, входящие в предмет доказывания, всесторонне проверяются представленные сторонами и истребованные судом по их ходатайству доказательства о праве на наследственное имущество . Невыполнение требований закона (ст. 14 ГПК РФ) о создании судом необходимых условий для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела влечет пересмотр вышестоящим судом вынесенного по делу решения (ст. ст. 306, 330 ГПК РФ).
По общему правилу при выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дел о праве на наследственное имущество, применимы любые средства доказывания, предусмотренные ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, - объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные до-казательства, вещественные доказательства и заключения экспертов. В то же время с учетом правила ст. 54 ГПК РФ отдельные факты, входящие в предмет доказывания, подлежат доказыванию лишь определенными средствами. Так не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали призванию их к наследованию, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Не могут наследовать по закону родители после детей, в отношении которых они были лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах на момент открытия наследства, а также родители и совершеннолетние дети, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, если это обстоятельство подтверждено в судебном порядке.
В судебной практике возникает необходимость постановки и обсуж-дения достаточно широкого круга вопросов, в частности о порядке и сроках принятия наследства.
1. В соответствии с ГК РФ признается, что наследник принял на-следство, если он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Отсюда может быть сделан вывод, что не только фактическое вступление во владение наследственным имуществом, но и любое волеизъявление гражданина, свидетельствующее о его желании принять наследство, осуществленное в установленный законом срок, является основанием для приобретения им наследства.
Как известно, действия, направленные на приобретение наследства, должны быть осуществлены в течение шести месяцев со дня его открытия. Срок для принятия наследства может быть продлен судом, если он признает, что причины пропуска срока были уважительными. Между тем суды часто, вместо того чтобы выяснить, не совершил ли наследник действий, свидетельствующих о принятии наследства, выносят решение о продлении этого срока без выяснения и оценки причин, по которым этот срок был пропущен.
Нужно отметить, что по поводу определения уважительности причин пропуска срока для принятия наследства никаких специальных норм или разъяснений нет . С моей точки зрения, учитывая специфику исчисления этого срока (в отличие от срока исковой давности он исчисляется не с момента, «когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права», а с точной даты - дня открытия наследства), к числу уважительных причин следует отнести то, что наследник не знал или не мог знать об открытии наследства (о смерти наследодателя) либо, хотя и знал об открытии наследства, не мог в установленном порядке выразить свою волю (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и др.). Именно эти обстоятельства в соответствии со ст. 205 ГК РФ являются основанием для восстановления срока исковой давности. |